Глава 7. Методы в социологии. Проведение социологического опроса

Составление программы социологического исследования по выявлению взаимосвязи между образом жизни и здоровьем [1]

Социологическое исследование начинается с разработки программы его проведения. Программа по существу представляет собой, с одной стороны, рабочий документ, отражающий степень научной обоснованности социо­логического исследования, а с другой стороны - определенную методоло­гическую модель исследования, фиксирующую методологические принци­пы, цель и задачи исследования, а также способы и пути их достижения. Как правило, программа должна отвечать следующим требованиям:

• теоретико-методологическая обоснованность изучения объекта;

• комплексная разработка всех структурных компонентов программы;

• логичность и последовательность исследовательской деятельности;

• гибкость, ясность, четкость и понятность.

Программа социологического исследования — это изложение теорети­ко-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с ос­новными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указа­нием правил процедура, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Понимание социологического исследования как метода и как вида ис­следовательской деятельности позволяет в рамках рассмотрения струк­туры программы выделять два относительно самостоятельных, но взаи­мосвязанных раздела: методологический и процедурный.

Процесс социологического исследования – это взаимодействие субъекта и объекта в целях получения конкретного знания.

Этапы:

  1. Подготовительный этап (составление программы и планов исследования).
  2. Непосредственного сбора информации (начало работы).
  3. Обработка собранной информации, ее группировка.
  4. Написание отчетов, выводов.

Программа социологического исследования – 1) в широком смысле: это рабочий механизм социологического поиска; 2) в узком – это стратегический документ научного исследования.

Цель составления программы: представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Программа социологического исследования включает:

- методологическую часть: формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

- методическую часть: определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальные проблемы классифицируется в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины.

В соответствии с целью исследования различают проблемы:

- гносеологические порождены недостатком знаний о социальных процессах;

- предметные порожденыстолкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

По масштабам различают проблемы:

- общенациональные;

- региональные;

- местные.

По продолжительности существования проблемы:

- краткосрочные; неделя - месяц

- среднесрочные; более мясяца неск. мес

- длительные. Год – несколько лет

Например, неудовлетворенность персонала фирмы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца.

Цель исследования – ради чего проводится исследование.

Логический анализ – логическое структурирование, разложение качественного понятия на его составляющие, позволяющие точно вскрыть содержание структуры основного понятия.

Гипотезы – это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; т.е. кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентом, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: