Высоким художественным уровнем отличается искусство эпохи Мадлен – здесь окончательно складывается своеобразный стиль пещерного искусства – ранее найденный прием «дорабатывания» естественного рельефа, обогащается здесь умелым использованием цвета, рельефные изображения становятся более объемными, иногда почти отделяясь от стены.
К периоду Мадлен принадлежит такой известнейший памятник, как Альтамирская пещера в Испании. Стены и потолок этой пещеры украшены росписями такого высокого художественного уровня, что их первооткрывателя – историка Марселино Саутуолу, первоначально обвинили в фальсификации. Только через 20 лет – в начале ХХ века подлинность фресок была признана научным сообществом. Сейчас их возраст датируется приблизительно 13 тысячелетием до н.э.
На стенах Альтамиры изображены разнообразные представители древней фауны: быки, туры, олени, лошади, горные козлы, животные из породы кошачьих; встречаются так же отдельные знаки и линии. Наибольшей известностью пользуются росписи так называемого «большого зала», в котором центральное место отведено изображениям быков. На примере этих росписей можно рассмотреть основные черты «зрелой» пещерной живописи. Первое, что обращает на себя внимание – это динамика и разнообразие поз – некоторые быки изображены лежащими, их громадные тела уютно и естественно свернуты «в клубочек», некоторые стоящими, грузный кабан «пойман» в момент стремительного бега. Еще одной особенностью альтамирских росписей является богатство цветовой гаммы – в качестве красителей использована охра, марганец, каолин, лимониты и гематиты. Колорит росписей строится, таким образом, на разнообразии золотистых, коричневых, красноватых тонов, с дополнением глубокого коричневого и черного. В сочетании с умелым использованием выпуклостей поверхности цветовое и тональное разнообразие создает эффект объемности, глубины изображений. Первобытные мастера так же достигают совершенства в передаче деталей – морды, глаза быков, отличаются большой выразительностью.
|
|
В то же время, при всей отточенности стиля, при всем мастерстве в изображении фигур, обращает на себя внимание то, что каждый зверь существует как бы отдельно, изолированно от других. Можно сказать, что быков нарисовано много, но нельзя сказать, что нарисовано стадо быков: многочисленные изображения не складываются в единую композицию. Несмотря на то, что изображения не только тесно соседствуют друг с другом на плоскости, но, порой накладываются одно на другое, они абсолютно разобщены. Животные, композиционно расположенные на одной плоскости, в то же время, «не видят друг друга». Чем же объясняется такое странное пренебрежение композицией?
|
|
Можно было бы предположить, что «законы композиции» не были еще освоены первобытными художниками, однако рисование отдельной фигуры требует определенного композиционного навыка, поскольку пропорции и композиция тесно связаны. Кроме того, даже на более раннем этапе изредка встречается изображение небольших «сцен охоты», в которых достаточно убедительно показано взаимодействие двух фигур. Поэтому более правильным будет предположить, что задача создания композиции по какой-то причине не стояла перед художниками – для них было важно изобразить одного зверя. Интересное объяснение этому можно найти у В.Б. Мириманова, который предполагает, что в рамках палеолитической культуры изображение рассматривалось как процесс, а не как результат, то есть не так важна была готовая «картина», как процесс ее создания. Чтобы понять это, необходимо вспомнить о том, что первобытное искусство было теснейшим образом связано с религиозными представлениями и магическими действиями. Культура первобытного общества была до такой степени проникнута магизмом, что едва ли не каждый ее акт имел соответствующую направленность. Это, по всей видимости, относилось и к процессу создания изображений. Весьма вероятным представляется, что живопись в доисторическую эпоху была гораздо ближе к временным искусствам – пению, танцу, пантомиме, чем сейчас. Этим «родством» легко объясняется и некоторая спонтанность изображений - создание их напоминало своеобразный танец и заключало в себе момент импровизации, непредсказуемости. На это указывает и сам характер графических и живописных приемов и техники – изображение наносилось на поверхность широкими мазками кисти или длинными плавными касаниями пропитанного краской шерстяного тампона. Совершенно очевидно, что художник создавая рисунок непрерывно «двигался вперед», не возвращаясь к уже сделанному, так же как танцор во время исполнения танца никогда не повторяет неудавшиеся движения «чтобы исправиться». Сами материалы, использовавшиеся художниками практически исключали возможность исправлений.
Таким образом, изображения, объединенные в нашем восприятии единой плоскостью, для их создателей были разделены временными интервалами.
Живопись и скульптура палеолитической эпохи зачастую были связаны с промысловой магией – через овладение образом зверя человек надеялся овладеть им самим. Некоторые наскальные рисунки или скульптурные «макеты» имеют на себе следы механического воздействия – оно служили для имитации сцен охоты. Однако такие «раненые» изображения не составляют большинства – возможна столь прямая имитация желаемых событий и результатов была и не обязательна – овладение образом в процессе его создания могло само восприниматься как воздействие на реальный объект. В упоминавшихся ранее сценах охоты взаимодействие с животным как бы переходит в плоскость изображения. Однако сцены с участием человека достаточно редки и схематичны – чаще можно увидеть лишь оружие, поражающее животное: летящие копья или дротики.
Если представить себе, что в культуре первобытных людей изображение играло роль инструмента воздействия на действительность, осторожное отношение к образу человека становится понятным. В магической системе представлений образ тесно связан со своим прототипом и какое-либо воздействие на изображение может «ощущатся» тем, кто изображен. Ни одно изображение человека, относящееся к первобытной эпохе, не отражает даже слабых попыток передать портретное сходство.
Начиная с 10-го тысячелетия до н. э. в монументальной живописи прослеживаются черты упадка: изображения постепенно утрачивают живость, схематизируются. К концу периода палеолитическое искусство как бы возвращается к своим истокам, к нагромождению беспорядочных линий и неясных схематических знаков.
|
|
Вопросы и задания:
1. Опишите основные черты пещерного искусства эпохи Мадлен.
2. Назовите признаки, указывающие на связь первобытного искусства с магией. Какую роль играл образ в первобытной культуре?
3. Чем можно объяснить неразвитость композиции в пещерной живописи?