Знание психологии общения и делового этикета похоже или не похоже на другие формы знания. При изучении любой науки мы используем книги, документы – формы, в которых закреплено и передается знание, и извлекаем из них необходимую информацию о признаках и закономерностях того или иного явления. Относительно психологии общения многие люди говорят: что здесь за особенное знание – это набор банальностей. Действительно, многое, если не все, о чем пишут в книгах, мы интуитивно знаем, а кое-что используем. Знать в психологии – означает понимать и уметь пользоваться. Например, все знают, что нужно здороваться и называть друг друга по имени, но при этом с удивлением констатируют, что это дает резкий положительный эффект. Кроме того, психологическое знание отличается тем, что любое явление может быть по-разному истолковано, причем чем более важным является для Вас факт, тем вероятнее Ваша ошибка при его толковании. В своей общественной деятельности мы постоянно находимся в ситуации, когда надо знать, как правильно действовать, чтобы добиться результата, сохранить отношения, не оказаться в смешном или глупом положении. Наше внутреннее умение распознавать психологические типы людей и основные мотивы их поведения не идет дальше констатации «Я / Он – такой человек». Задача состоит в том, чтобы научиться действовать в зависимости от психологического типа партнера и психологического подтекста ситуации.
|
|
То, чему можно научиться изучая психологию общения и этикет:
1. Умение определять психологический тип партнера и психологический подтекст ситуации и действовать адекватно;
2. Знание правил и норм поведения в регламентированных ситуациях;
3. Умение оптимизировать ситуацию, находить компромиссные решения;
4. Знание и умение пользоваться оптимальными речевыми стратегиями при ведении деловых разговоров, дискуссий и переговоров;
5. Умение распознавать свои и чужие невербальные сигналы и пользоваться этим в практическом поведении.
Следует так же понимать то, что нельзя изменить или чему нельзя научиться:
1. Нельзя изменить свой психологический тип;
2. Нельзя изменить психологический тип партнера;
3. Нельзя избежать влияния объективных факторов на ситуацию;
4. Нельзя избежать ошибок при интерпретации поведения партнера или подтекста ситуации.
Научиться понимать – смысл психологии общения, что делает ее философской дисциплиной, поскольку взаимодействие и взаимопонимание есть основа жизни человеческого общества.
Литература:
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.: Дело, 2001.
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
|
|
Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.
Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. СПб., 2000.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001.
Маркова О. Ю., Казаринова Н. В. Психология межличностного и делового общения: Учеб. пособие / СПбГЭТУ «ЛЭТИ». СПб., 1999.
Морозов А. В. Деловая психология. (Курс лекций): Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. завед. СПб.: Союз, 2000.
Смирнов Г. Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М.: Изд-во УРАО, 2001.
Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
Спиллейн М. Имидж женщин. М.: Лик пресс, 1996.
Спиллейн М. Имидж мужчины. М.: Лик пресс, 1996.