С началом развития в России предпринимательской деятельности, связанной с кооперативной деятельностью, приватизацией, развитием малого бизнеса, начала формироваться статистика предпринимательства. Ее основным объектом является предприятие ( юридическое лицо) или отдельное физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет свою деятельность на территории РФ, подчиняется законам и подзаконным нормативным актам данного государства.
Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по формам собственности, видам деятельности, правовым, организационным формам, размерам, где в качестве группировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.
Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.
По своей экономической сущности предпринимательство относится к такому виду деятельности, которая преследует цель получить доход за счет собственных или заемных средств, а также путем опосредованного участия в такой деятельности (вложение в дело своего капитала).
Главным стимулом и основным статистическим показателем в такого рода деятельности является прибыль как вид дохода, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Прибыль является собственностью предпринимателя и расходуется им по своему усмотрению.
Предпринимательская прибыль - это особого рода доход, который, с одной стороны, сопровождается коммерческим риском, с другой - является вознаграждением за коммерческий успех (инициатива и активность в реализации новых идей, высокое качество продукции или услуг).
Законодательство РФ предоставляет достаточно широкие экономические права предпринимательской деятельности (наряду с экономическими обязательствами):
- формирование производственной программы, самостоятельный выбор поставщиков и потребителей своей продукции;
- установление цены на свою продукцию в пределах, предусмотренных законодательством и договорными обязательствами;
- привлечение на договорных началах и использование финансовых средств, имущества и отдельных имущественных прав граждан и юридических лиц;
- распоряжение прибылью в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договорными обязательствами;
- открытие расчетных и других счетов в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
- самостоятельное установление форм, систем и размеров оплаты труда работников (при этом максимальный размер оплаты труда не ограничен);
- выпуск и приобретение акций и других ценных бумаг.
Среди обязанностей следует отметить:
- своевременное представление декларации о доходах и уплате налогов и других обязательных платежей и сборов в соответствии с законодательством;
- выполнение договорных обязательств;
- своевременное заявление о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами;
- полная ответственность за соблюдение расчетной дисциплины и т.д.
В условиях формирования рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, поскольку не требуют крупных стартовых вложений, гарантируют высокую скорость оборота ресурсов, быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры.
В настоящее время в развитых странах малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% ВВП. В табл. 20.1 представлена доля малых и средних предприятий на начало 90-х годов (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).
Таблица 20.1
Доля малых и средних предприятий
Страна | Доля занятых на малых и средних предприятиях промышленности, % | Объем продаж малых и средних предприятий в общем объеме продаж, % |
Япония | 79,9 | 61,4 |
Kанада | 75,0 | 64,6 |
США | 62,0 | 53,8 |
Италия | 53,4 | 45,1 |
Великобритания | 53,2 | 43,8 |
Франция | 47,0 | 37,4 |
Германия | 43,2 | 33,0 |
Источник: The importance and role of small and medium-sized enterprises in home economies // Small and medium-sized: Transnat, corporation, Role, impact a. policy implication / Un conf. On trade a. development. - N.Y.; UN, 1993, P. 21-22.
В России бум малого бизнеса пришелся на 1990-1994 гг. и на начало 1998 г. В табл. 20.2 отражена динамика развития малого бизнеса в России.
Таблица 20.2
Динамика развития малого бизнеса в России
Годы | Нач. 1998 | Нач. 2001 | |||||
Число предприятий | 869,9 | 877,3 | ок. 1 млн | ||||
Человек, млн. | 7,2 | 11,2 | 11,66 | 10,92 | 11,4 | 11,1 | |
ВВП, % | 6,6 | 10,4 | 10,7 | 10,1 | 10,5 | 10,2 |
Таблица составлена по источникам: 1. Малый бизнес. Возрождение предпринимательства в России. М.: Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, 1997. 2. Интерфакс от 3 января 1998 г. 3. НГ от 23.02.2001 г.
Наибольшее число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли и общественного питания (30%), 26% - в строительстве, 23% - в промышленности.
Что касается развития малого бизнеса в полиграфической отрасли, то в процентном отношении его доля в промышленности относительно невелика (примерно 0,14%), но она вполне соответствует месту и роли полиграфической отрасли в современной российской экономике. Для сравнения: в Германии полиграфические предприятия малого и среднего бизнеса составляют 1,8% от общего объема промышленности.
По данным источников, занимающихся статистическим анализом в полиграфии, к началу 1998 г. полиграфической деятельностью занимались около 3 тыс. предприятий. Из них на сектор смешанных форм собственности приходилось 33,3%, а на частный сектор - 14,5%.
Малая полиграфия занимается производством мелкопечатной, рекламной, малотиражной книжно-журнальной продукции. По статистике, в развитых странах приходится по одной малой полиграфической производственной единице на каждые 5 тыс. жителей. Если исходить из этой нормы, то можно просчитать, что в России таких «точек» должно быть не менее 29,6 тыс., а по Москве - около 2,5 тыс. (сравнить с 3 тыс. малых полиграфических предприятий по России).
По подсчетам отечественных статистиков, для нормального функционирования российской экономики необходимы 2,5 - 3,5 млн. мелких фирм. Только при данной норме малый бизнес надежно и органично будет встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.
Для статистического исследования масштабов и структуры предпринимательства проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской деятельности, которые включены в генеральную совокупность (крупные и средние обследуются сплошным методом, а мелкие и индивидуальные - способом выборки).
Практика таких обследований в развитых странах ограничивается ежегодным обследованием на основе опросных листов, группировка вопросов которых включает основные структурные показатели: показатели по объему продаж, объему произведенной продукции, по добавленной стоимости, объему покупок товаров и услуг (в том числе и для перепродажи), показатели по инвестициям в материальные активы, по количеству работников, сумме заработной платы и некоторые другие показатели.
Единый свод показателей для всех типов хозяйствующих субъектов (определен нормативным документом Совета ЕС - Council Regulation № 58/57, 20.12.1996) позволяет сопоставить между собой сводные данные по различным группам предприятий, проанализировать структуру предпринимательской деятельности.
Российская статистическая практика постепенно приближается к европейскому стандарту статистического обследования на основе структурного подхода, вместе с тем есть и существенные различия. Например, в России индивидуальные предприниматели не обследуются на регулярной основе и сведения о них получают методом вмененного объема, при котором сводный показатель рассчитывается путем умножения количества хозяйственных единиц на среднее число хозяйственных единиц этого типа, экспертным путем или по данным разовых опросов.
При статистических группировках и классификациях учитывается пороговое значение показателя отнесения предприятия к разряду малого предприятия.
Комиссия ЕС в 1996 г. приняла следующие рекомендации.
Малыми считаются те предприятия, которые имеют:
1) менее 50 работников;
2) годовой оборот не более 7 млн. экю или годовой итог баланса не более 5 млн. экю;
3) обладают статусом независимого субъекта хозяйствующей деятельности, в капитале которого доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми, не превышает 25%.
По российскому законодательству (Закон РФ от 14 июня 1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ») предприятие считается малым, если оно представляет юридическое лицо и отвечает следующим трем условиям:
- доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности религиозных организаций, общественных, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;
- доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
- численность работников (человек) не превышает:
в промышленности, в строительстве и на транспорте | |
в сельском хозяйстве | |
в научно-технической сфере | |
в оптовой торговле | |
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения | |
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности |
Особую группу малых предприятий по российскому законодательству составляют предприятия, имеющие численность до 15 человек, для которых определен специальный юридический и экономический статус. Средняя численность работников малого предприятия за тот или иной период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия. К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица.
Вышеуказанным Федеральным законом для малых предприятий предусмотрены упрощенные процедуры и формы статистической отчетности, в частности используется ограниченное число упрощенных вопросников, при этом выборка обследования малых предприятий не превышает 15 - 20% всей совокупности малых предприятий.
Среди широкого спектра сводных показателей предпринимательской деятельности особое внимание уделяется показателям бухгалтерской отчетности малых предприятий. Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 7 декабря 1995 года № 195 утверждена форма МП (малые предприятия).
Форма МП включает сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий по итогам их деятельности за отчетный год.
Форма МП имеет следующие показатели.
Раздел 1. Основные показатели
Номер строки | Наименование показателя | Единица измерения | Фактически за отчетный период | За соответствующий период предыдущего года |
Среднесписочная численность работников (без совместителей и работников несписочного состава) — всего | человек | |||
Численность совместителей (без внутренних) на конец периода | « | |||
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера | « | |||
Фонд заработной платы работников списочного и несписочного составов (включая совместителей) | тыс. руб. (в целых) | |||
Из стр. 041 оплата труда работников списочного состава (включая совместителей) | « | |||
Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) | млн. руб. (в целых) | |||
Балансовая прибыль (+) или убыток (–) — всего | « | |||
Основные средства по первоначальной (восстановительной) стоимости на конец периода | « | |||
Kапитальные вложения | « |
Раздел 2. Продукция (работы, услуги)
Номер строки | Наименование показателя | Kод по ОKОНХ/ОKП | Единица измерения | Kод единицы измерения по СОЕИ | Фактически за отчетный период | За соответствующий период предыду- щего года |
Объем продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС, спецналога и акциза по основному виду деятельности (указать какому) | млн. руб. | |||||
По другим видам деятельности | ||||||
Продукция (работы, услуги) в натуральном выражении | ||||||
В отчетах должна быть обеспечена сравнимость данных за отчетный период с показателями за соответствующий период прошлого года, исходя из структурных изменений и изменений по номенклатуре выпускаемых изделий (продукции), выполненных работ и оказанных услуг.
При определении отдельных показателей рекомендуется использовать соответствующие типовые инструкции (по статистике численности и заработной платы; о составе средств, направляемых на потребление; о составе фонда заработной платы и выплат социального характера; о порядке составления статистической отчетности по выпуску промышленной продукции, по капитальному строительству), которые находятся в территориальных органах статистики.
Например, следует определить по строке 030 среднюю численность работников полиграфической фирмы с января по сентябрь, если известно, что: а) 11 человек заключили договор на март; б) 10 человек - на 15 дней в апреле; в) 3 человека - на 20 дней в июне; г) в январе, феврале - мае, июле и августе договоры подряда не заключались.
Решение: 1) средняя численность работников по строке 030 в марте составила 11 человек; 2) средняя численность в апреле - (10×15): 30 = 5 человек; 3) средняя численность в июне - (3×20): 30 = 2 человека. Следовательно, средняя численность работников по строке 030 с января по сентябрь составит (11 + 5 + 2): 9 = 2 человека.
Вопросы для самоконтроля
К теме 1 К теме 11 К теме 2 К теме 12 К теме 3 К теме 13 К теме 4 К теме 14 К теме 5 К теме 15 К теме 6 К теме 16 К теме 7 К теме 17 К теме 8 К теме 18 К теме 9 К теме 19 К теме 10 К теме 20
К теме 1
|