Полная индукция

Индуктивными называют умозаключения, в которых из посылок меньшей степени обобщенности получают более общие выводы. Основными видами индукции являются полная и неполная индукция, неполная в свою очередь делится на популярную и научную.

Полная индукция отвечает на вопрос о наличии признака у класса объектов на том основании, что этот признак имеется у всех элементов данного класса:

А имеет признак а

В имеет признак а

С имеет признак а

А, В, С составляют класс D

D имеет признак а

Например:

Вуз имеет три факультета: юридический, экономический и психологический

Юридический факультет выполнил план приема студентов

Экономический факультет выполнил план приема студентов

Психологический факультет выполнил план приема студентов

Все факультеты вуза выполнили план приема студентов

Правила полной индукции:

1. Должны быть изучены все элементы класса.

2. Не должно быть случаев противоречащих.

3. Выводы являются достоверными.

Ошибка «поспешное обобщение» связана с нарушением первого правила и состоит в том, что изучаются не все элементы класса.

Рассмотрим действие правил и возможные причины ошибок на примере.

Предположим, нам надо ответить на вопрос «Все ли вузы и филиалы, расположенные в г.Ярославле имеют государственную аккредитацию?». Для решения данной задачи нужны два основных условия: полный список соответствующих образовательных учреждений и возможность проверить наличие у каждого из них данного признака. Для получения вывода необходимо изучить все образовательные учреждения на предмет наличия у них аккредитации. Вывод будет достоверен, если будут изучены все учреждения, и у каждого из них будет обнаружен соответствующий документ. Отсутствие документа или его ненадлежащее оформление, просроченность и прочие подобные обстоятеьства не позволяют делать достоверный вывод.

Ошибка в данном примере может возникать в силу ряда объективных и субъективных причин. Объективные причины ошибки могут быть вызваны:

открытием новых филиалов после исследования,

отзывом лицензии у какого-то учреждения после поведения исследования,

наличием лицензии по оказанию образовательных услуг на одни факультеты и отсутствием лицензии по другим специальностям и т.д.

Субъективные ошибки могут быть вызваны нашим незнанием о существовании некоторых филиалов во время исследования, недобросовестностью лиц, осуществляющих проверку и прочими обстоятельствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: