III.СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ |
- Трудная обучаемость; - Отсутствие интереса и потребности в знаниях; - Неподготовленность к учебе и службе; - Неуверенность в своих силах; - Приниженное чувство собственного достоинства; - Общая невоспитанность; - Отрицательные этические представления; - Безволие, слабая физическая подготовленность; - Безынициативность и др. |
- Все признаки педагогической запущенности; - Активное сопротивление воспитательным воздействиям; - Различные отклонения в психическом и физическом состоянии; - Неправильное понимание уставных требований; - Периодическое нарушение воинской дисциплины; - Недолговременные интересы; - Преобладание отрицательных качеств над положительными и др. |
- Все признаки педагогической и воспитательной запущенности; - Негативная направленность личности, проявляющаяся в деятельности, поведении, общении; - Отрицательные представления о жизни, службе, долге, чести, дружбе; - Систематическое и сознательное нарушение воинской дисциплины; - Активное стремление сохранить негативные качества и привычки; - В некоторых случаях – психические расстройства. |
I.ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЕ |
II.ВОСПИТАТЕЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ (трудновоспитуемые) |
|
|
Выделение типов «трудных» военнослужащих позволяет тщательно спланировать работу с ними. С долей условности всех «трудных» можно разделить на 3 типа:
- педагогически запущенные;
- воспитательно запущенные (трудновоспитуемые);
- социально запущенные.
У педагогически запущенных военнослужащих отсутствуют социально значимые цели; их потребности примитивны, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы поступков характеризуются отсутствием чувства долга, нежеланием служить в армии. Такие военнослужащие периодически нарушают воинскую дисциплину, в чем часто впоследствии раскаиваются. Отношение к коллективу подразделения у них безразличное или отчужденное, восприимчивость к психологическим воздействиям изменчивая и противоречивая. Педагогически запущенные военнослужащие испытывают трудности в начальный период службы, обращаются за помощью к медицинским работникам, ссылаясь на различные болезни. Для их психического состояния характерны медлительность и инертность, эмоциональная холодность и аффективные вспышки, пониженное настроение и раздражительность, эмоциональная напряженность и неразвитость волевых качеств.
В поведении педагогически запущенных военнослужащих наблюдается примерное равенство положительных и отрицательных качеств.
|
|
Формами отклоняющегося поведения у педагогически запущенных военнослужащих являются: симуляция различных болезней, употребление спиртных напитков, нечестность, порча военного и личного имущества, неуспеваемость, воровство, леность, пререкания с офицерами, сержантами и др.
Педагогическая запущенность приводит к трудновоспитуемости военнослужащих. При трудновоспитуемости возникает потребность сохранить во время армейской службы вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые военнослужащие характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. У них сформирована жизненная индивидуалистическая позиция, в основе которой лежат личная выгода, корысть, отсутствие чувства долга и ответственности. Трудновоспитуемые военнослужащие часто нарушают воинскую дисциплину, не выполняют элементарные нормы армейской службы.
У трудновоспитуемых (воспитательно-запущенных) военнослужащих наблюдается безразличное или отрицательное отношение к служебной деятельности. И только к культурно-досуговой и спортивной деятельности у некоторых сохраняется положительное отношение. "Трудные" нередко перекладывают выполнение своих служебных обязанностей на своих сослуживцев. Для их поведения характерны бездеятельность, быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому. Трудновоспитуемым свойственно активное сопротивление воспитательным воздействиям. Отношения с большинством сослуживцев у них конфликтные, реакция на требования воспитателей враждебная и агрессивная.
Физически сильные "трудные" легче переносят тяготы службы, внедряют в служебные отношения культ физической силы и кулака. Физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью. Им свойственны безволие, легкая внушаемость, неверие в свои силы, заискивание перед сильными сослуживцами. В сложных обстоятельствах у трудновоспитуемых наблюдаются нервные срывы.
Для поведения трудновоспитуемых характерны грубость и пререкания с командирами, начальниками и сослуживцами; служебные и внеслужебные конфликты; неуставные взаимоотношения; употребление спиртных напитков; самовольные отлучки; лживость, притворство; трусость и зависть; порча имущества; суицидальные угрозы и попытки покушения на жизнь; употребление токсических веществ и др. Отклоняющееся поведение военнослужащих может привести к социальной запущенности.
Социальная запущенность – самая высокая степень военнослужащих с отклоняющимся поведением. Социально запущеннымвоеннослужащим присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций (устойчивый комплекс социально-отрицательных, аморальных, примитивных и низменных целей, потребностей, интересов, взглядов и мотивов). Службу в армии они рассматривают как неприятную неизбежность, бесполезную трату времени, повинность, которую следует выполнять из-за возможного уголовного преследования за уклонение. Проявляют систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины, их поведение не соответствует моральным нормам, требованиям военной присяги и общевоинских уставов.
Для социально запущенных характерно устойчивое отрицательное отношение практически ко всем видам деятельности. В их поведении постоянно проявляется стремление сохранить свои негативные привычки и образ жизни, сформированные до службы в армии. Социально запущенные военнослужащие ориентируются на личную выгоду, пытаются внедрить предпринимательский дух в армейскую среду. Выражается это в стремлении подзаработать: использовать служебное положение, транспорт, военное имущество в личных целях. В воинских коллективах на роль неформальных лидеров все чаще претендуют социально запущенные. Целевые установки у них направлены на себя, а не на коллектив или профессиональную деятельность. В поведении наблюдается негативизм к воспитательным воздействиям; реакция на педагогические требования у них агрессивная и враждебная; они не воспринимают воспитательные мероприятия, не стремятся заниматься перевоспитанием себя, всячески противятся этому.
|
|
В поведении военнослужащих этого типа проявляются устойчивые отрицательные качества: индивидуализм, грубость, бесстыдство, озлобленность, жестокость, агрессивность и др. Такие военнослужащие страдают психическими расстройствами, имеют истощенную нервную систему и способны на аффективные неосознанные действия и поступки. У социально запущенных до службы в армии имелись такие вредные привычки, как употребление наркотиков, токсических веществ, спиртных напитков. Физически слабые социально запущенные страдают нервно-психической неустойчивостью, часто симулируют различные болезни.
Формами отклонения в поведении социально запущенных военнослужащих могут быть: культ физической силы, самовольные оставления части, армейский рэкет, воровство и распродажа военного имущества, употребление токсических веществ и спиртных напитков, суицидальные действия, половые извращения и т.д.
Для того чтобы отнести того или иного военнослужащего к категории «трудных», следует прежде всего определить первые признаки трудности достижения дисциплинированности поведения молодых солдат:
- имели судимости (в том числе и условные);
- имели приводы в милицию;
- употребляли спиртное;
- употребляли наркотические или токсические вещества;
- воспитывались в неблагополучной обстановке (детдом, без родителей, одного из них и т.д.);
- учились в специнтернатах или специальных ПТУ;
- участвовали в различных неформальных группах и объединениях, бесцельно
проводили время на улице;
- плохо учились в школе, ПТУ, техникумах или вовсе не желали учиться, работать, служить;
|
|
- привлекались к административной или общественной ответственности;
- обладали вредными привычками (сквернословие, драчливость и т.д.);
- имели искажённую мотивацию поступков;
- жили в общежитиях с нездоровым нравственным климатом;
- имели искажённые социальные потребности;
- меняли часто, без уважительных причин место работы и учёбы;
- имели слабую общефизическую подготовку;
- страдали нервными расстройствами, психическими заболеваниями;
- легко поддавались отрицательным влияниям извне;
- вызывали своим поведением и внешним видом насмешки со стороны родителей и др.
Важно знать алгоритм превентивной работы с такими военнослужащими, который включает в себя следующие действия:
1) тщательно изучить и спрогнозировать поведение военнослужащих (путём сбора биографических данных, сведений от родителей и родственников, имеющихся характеристик и запросов, результатов наблюдений за поведением в служебное и внеслужебное время, обратной информации от сержантов, актива и сослуживцев, консультаций у врачей-специалистов и т.д.);
2) отстранить от несения службы во всех её видах;
3) исключить контакты с огнестрельным оружием и токсическими средствами;
4) успокоить в благожелательной и тактичной форме;
5) выяснить причины конфликта или личностного неблагополучия и принять необходимые меры;
6) организовать незаметно для подчинённого круглосуточное наблюдение и контроль за его поведением и состоянием, изолировав по возможности от сослуживцев;
7) исключить возможности каких-либо самоповреждений и суицидальных действий;
8) доставить при необходимости в медицинский пункт части (корабля) и др.