Комплекс причин возникновения дедовщины в Вооруженных Силах

Нулевой уровень
Первый уровень
Снижение степени солидарности общества и неадекватность принимаемых политических решений реалиям жизни
Деградация управленческих механизмов общества
Демократизация общества и ослабление дисциплины
Ослабление младшего командного состава, уход из армии сверхсрочнослужащих
Разложение армии в мирное время, попустительство высшего военного и политического руководства
Ухудшение призывного контингента, проникновение преступных элементов в ВС, конфликты при уменьшении срока службы
Второй уровень


В общем виде неуставные взаимоотношения (дедовщина) выража­ются в нарушении порядка и правил во взаимоотношениях военнослужащих, предусмотренных законами, воинскими уставами, приказами, и проявляются в моральном и физическом насилии, оскорблении и унижении человеческого достоинства одних военнослужащих другими.

Основные формы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

Ø перекладывание военнослужащими более ранних сроков призыва сво­их обязанностей на военнослужащих более позднего срока призыва;

Ø нанесение побоев;

Ø словесные оскорбления, унижения;

Ø отбирание денег, продуктов питания, ценных вещей, предметов об­мундирования;

Ø издевательства;

Ø издевательства ради развлечения;

Ø побуждение к совершению дисциплинарных проступков, принуж­дение к противоправным действиям и др.

Чаще всего это происходит в вечернее время, на хозяйственных ра­ботах, в нарядах, когда ослаблен контроль над действиями личного со­става, после отбоя, в командировках, в караулах.

Внешние проявления нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

Ø у молодых солдат: неряшливый внешний вид; отсутствие отдельных элементов обмундирования или ношение старых; подавленное мо­рально-психологическое состояние; синяки и гематомы; самоволь­ное оставление части; обращения в медицинские учреждения по поводу заболеваний; просьбы в письмах присылать крупные суммы денег и др.;

Ø у старослужащих, обособленное положение, пренебрежение к устав­ному порядку, нарушение ими формы одежды, распорядка дня, дисциплины, уклонение от выполнения служебных обязанностей, хозяйственных работ, грубость и неуважение в общении, обидные прозвища, нецензурная брань.

Причины живучести нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

Ø безнаказанность обидчиков;

Ø низкие авторитет и действенность работы сержантского состава;

Ø умышленное сокрытие командованием нарушений;

Ø нежелание прослыть «жалобщиком»;

Ø незнание офицерами реальной обстановки в подразделении.

Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений вклю­чает:

Ø диагностику (выявление) фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

Ø проведение организационно-воспитательных, психолого-педагоги­ческих, социально-бытовых и медицинских мероприятий, создаю­щих условия для налаживания уставной организации учебно-вос­питательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, опрос и др.

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военно­служащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систе­матическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафикси­ровать изменения, динамику развития поведенческих характеристик,

помогает изучить скрытые процессы во время прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов в совокупности с наблюдением и другими методами выявляет предрасположенность к неуставным действиям. К доку­ментам, содержащим наиболее полную информацию, относятся авто­биографии, характеристики на призывников, заключения медицинских учреждений, психолого-педагогические дневники (если они ведутся в подразделении) и др.

Опрос военнослужащих - один из важнейших методов диагностики их поведения. Для того чтобы выявить лиц, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Получить новую инфор­мацию и подтверждение предположениям помогают индивидуальные беседы и анонимные опросы.

Условия, при которых можно решить проблему нарушения устав­ных правил взаимоотношений между военнослужащими:

Ø всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;

Ø правильное, равномерное распределение молодых воинов по под­разделениям;

Ø знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязан­ностей и должностных обязанностей своих подчиненных;

Ø тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспече­ние максимального участия в них личного состава;

Ø повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим.

Предупреждение нарушений возможно при создании уклада воин­ской службы, который бы исключал возможность их проявления. Офицеры подразделений обязаны постоянно контролировать вы­полнение распорядка дня, службу внутренних нарядов. Глумления и издевательства происходят в вечернее и ночное время, когда за состояние дисциплины отвечают командиры отделений. Но сержантский состав подразделений зачастую не выполняет своих служебных обязанностей по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений. Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль над службой в суточном наряде, над равномерным распределением нагру­зок на военнослужащих всех периодов службы, над организацией и проведением хозяйственных работ.

Для профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими необходимо:

Ø объективно и принципиально оценивать отрицательные явления в коллективе, принимать оперативные меры по их пресечению;

Ø не оставлять без соответствующего воздействия ни одного факта глумлений и издевательств над военнослужащими;

Ø вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия и очковтира­тельства, искривления дисциплинарной практики, грубости, оскорб­ления и унижения достоинства военнослужащих;

Ø исключить применение антипедагогических методов воспитания.

В целях такой профилактики командиру подразделения следует:

Ø организовать систематический анализ и выработать объективную оценку соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил поведения;

Ø вести организаторскую и воспитательную работу по обеспечению дисциплинированности военнослужащих исключительно на основе законов, требований военной присяги, общевоинских уставов, на­ставлений, инструкций, приказов командиров и начальников;

Ø организовывать воспитательную работу на основе знания реальной морально-психологической обстановки в воинских коллективах и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;

Ø знать, как проявляются нарушения уставных правил взаимоотно­шений в конкретном подразделении, а также соответствующие не­гативные традиции;

Ø уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и спо­собы противодействия этим негативным явлениям;

Ø сформировать эффективную систему воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в во­инских коллективах;

Ø учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого нега­тивного социально-психологического явления, механизм его функ­ционирования, обеспечить психологическую готовность команди­ров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению такого рода нарушений.

Важно организовать постоянное изучение взаимоотношений в кол­лективе подразделения. В основе этого лежит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача состо­ит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направ­ленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

Ø выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;

Ø полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое со­стояние личного состава;

Ø учитывать индивидуальные психологические особенности, личност­ные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужа­щих и т. д.;

Ø постоянно влиять на морально-психологический климат в коллек­тиве, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глу­боко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

Ø прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаи­моотношениях между военнослужащими;

Ø правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воз­действия на каждого военнослужащего в целях формирования у не­го навыков уставных правил взаимоотношений с сослуживцами.

При изучении взаимоотношений военнослужащих необходимо:

Ø анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за их настроением, отношением к службе, проявле­нием отчужденности и недовольства;

Ø изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения таковых, направленность аг­рессии подчиненных;

Ø овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;

Ø анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

Ø постоянно оценивать морально-психологический климат подразде­ления, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;

Ø анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;

Ø наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при про­смотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;

Ø проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защи­щенности военнослужащих.

Основные этапы работы по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

Ø работа с призывной молодежью;

Ø подготовка к приему молодого пополнения;

Ø прием молодого пополнения, увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки;

Ø служба молодых военнослужащих в боевых подразделениях;

Ø овладение молодыми воинами боевой специальностью и упрочение внутриколлективных связей в подразделении.

На этих этапах проводятся следующие мероприятия по профилак­тике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослу­жащими:

Ø разъясняется, как необходимо вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их честь и личное достоинство;

Ø контролируется экипировка положенным имуществом;

Ø организуется отправка гражданской одежды родителям;

Ø у воинов активно формируется уважение к порядку, уверенность в соблюдении принципа социальной справедливости и равной ответственности за нарушение дисциплины и правопорядка;

Ø ежедневно заслушиваются младшие командиры (сержанты) о пове­дении молодых военнослужащих, их настроении, состоянии здоро­вья, психики. Особое внимание обращается на воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания в их адрес. Максимум внимания уделяется объектам шуток, насмешек и т. д., тем, кто отличается замкнутостью. Также проводятся инди­видуальные беседы с молодыми воинами, социально-психологические и социологические исследования;

Ø разъясняются традиции части, связанные с воспитанием верности присяге, боевому знамени. Организуются выступления лучших солдат и сержантов перед молодым пополнением, вечера вопросов и ответов с молодыми военнослужащими;

Ø заместитель по воспитательной работе пишет письма родным о прибытии и делах призванного солдата, об истории подразделения, части, соединения, в которых он проходит службу. Желательно поддерживать связи с родителями (родными, близкими) на протя­жении всего периода службы;

Ø особое внимание обращается на размещение воинов строго по отде­лениям согласно штатному расписанию, контролю очередности на­рядов, соблюдению графика уборки помещения и территории;

Ø еженедельно, а если требуется, и чаще офицерами ротного звена проводятся беседы с молодыми воинами;

Ø обеспечивается посещение воинами комнат боевой славы части, про­ведение тематических вечеров: «Представляюсь коллективу», орга­низуется цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Твой командир». Проводятся беседы по вопросам соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организуется выпуск радиогазет о молодых воинах. Каждый случай нарушения уставных правил взаимоотношений должен рассматриваться в ходе общественно-государственной подготовки;

Ø от сержантов добиваются равной требовательности (по отношению как к землякам, так и ко всем остальным);

Ø в июне (январе) проводится общее собрание: «Дружба и войсковое содружество - - боевая традиция нашей армии. Умножать эту тради­цию - долг каждого воина». Перед собранием может быть показан кинофильм, выпущена радиогазета, организовано выступление во­еннослужащих более ранних призывов;

Ø проводится работа в микрогруппах, определяется их направленность, нейтрализуются микрогруппы отрицательной направленности;

Ø главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении мик­роклимата в каждом взводе, отделении, на составлении социально-психологического портрета роты;

Ø при проведении анализа воинской дисциплины за неделю основное внимание уделяется состоянию взаимоотношений в коллективе, выявляются лидеры микрогрупп, и на них оказывается постоянное воздействие;

Ø проводятся тематические вечера, посвященные отличникам боевой подготовки, «вечера-портреты», «представления коллективу», встре­чи с ветеранами части;

Ø перед выходом приказа об увольнении в запас проводятся индиви­дуальные беседы с каждым из увольняемых военнослужащих;

Ø обеспечивается строгий контроль сохранности обмундирования; совместно с командирами осуществляется работа по обеспечению воинов, увольняемых в запас, качественным обмундированием, за­служенными знаками отличия;

Ø накануне увольнения в запас в подразделении проводится собра­ние, на котором утверждаются характеристики (кому необходимы), готовятся благодарственные грамоты на лучших, статьи в газеты по месту призыва со словами благодарности, осуществляется фотогра­фирование личного состава подразделения; вручается фотография «Моя родная рота» и текст указа президента России; объявляется приказ командира части о занесении в книгу почета части лучших солдат и сержантов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: