Этапы работы | Средства и условия работы | Критерии для самоконтроля |
I Организация работы в кабинете мануальных навыков | ||
1. Подготовьте и наденьте медицинскую одежду и сменную обувь | Оборудование рабочего места студента, кабинета. Исходные знания лекционного материала по оборудованию. Стенды, схемы, инструкции, наличие тетрадей | Вид аккуратный. Рабочее место оборудовано согласно регламенту. Знание кафедральных требований. Тетрадь с выполненным заданием. |
II Техника безопасности | ||
После надевания меди-цинской одежды, уберите все свободно висящие элементы одежды и спрячьте волосы под колпак. Внимание обращено на инструктаж преподавателя по основным опасностям и вредностям. Роспись в журнале преподавателя о прохождении инструктажа. | Инструкции по технике безопасности. Типовые правила, устав поликлиники и кафедры. Электрическое оборудование: правила обращения и эксплуатации. Сильнодействующие лекарственные препараты: правила хранения. Журнал по технике безопасности. | Аккуратный вид. Внимательное обращение к электрическому оборудованию, аппаратуре для методов исследования. Знание правил хранения медикаментов по спискам «А» и «Б». |
Стоматологическое материаловедение, знакомство со стоматологическими материалами, в зависимости от химической природы: | ||
I. Керамика | 1.Неорганические соли 2.Стекла 3. Кристаллическая керамика | Студенты ознакомились с представителями керамики |
II. Металлы | 1. Сплавы 2. Интерметаллические соединения | Студенты ознакомились с представителями металлов, применяемых в стоматологии |
III. Полимеры | 1. Твердые 2. Воски 3. Эластомеры | Студенты ознакомились с представителями полимеров |
Знакомство с материалами согласно классификации по назначению: | ||
I Материалы для профи-лактики заболеваний зу-бов и гигиены | 1. Фторсодержащие и реминерализирующие материалы 2. Средства для чистки зубов 3. Герметики 4. Отбеливающие средства | Студенты ознакомились с представителями всех групп профилактических материалов |
II. Восстановительные материалы для лечения зубов в терапевтической стоматологии | 1. Пломбировочные материалы для: а) восстановления коронки зуба; б) корневых каналов зубов; 2. Материалы для основ и прокладок 3. Адгезивные материалы | Студенты ознакомились с представителями всех групп материалов, применяемых в терапевтической стоматологии |
III. Материалы для лечения при частичной и полной потере зубов в ортопедической стоматологии | 1. Основные конструкционные для зубных протезов: а) несъемных; б) съемных. 2. Вспомогательные: а) клинические; б) зуботехнические. | Студенты ознакомились с представителями основных и вспомогательных материа-лов, применяемых в орто-педической стоматологии |
IV. Материалы для ортопедического лечения аномалий прикуса и зубных рядов | 1. Для ортодонтической проволоки и дуг; 2. Для брекетов; 3. Для фиксации ортопедических аппаратов | Студенты ознакомились с материалами для ортодонти-ческого лечения |
V. Материалы для хирургического лечения дефектов и деформаций челюстно-лицевой области | 1. Для восстановления костных и мягких тканей лица. 2. Для зубных имплантов. | Студенты ознакомились с материалами для лечения дефектов и деформаций, применяемых в хирургичес-кой стоматологии. |
Контрольные вопросы
1. Дайте определение стоматологического материаловедения как прикладной науки. Почему стоматологическое материаловедение выделено в отдельную область знаний?
2. Что такое «идеальный» стоматологический материал?
3. Существует ли универсальный «идеальный» стоматологический материал? Поясните свой ответ.
4. Как классифицируют стоматологические материалы? Назовите классификацию и поясните на каком принципе они основаны.
5. Расскажите о классификации стоматологических материалов по химической природе. Почему в стоматологии применяются материалы различной химической природы?
6. Расскажите об основной классификации стоматологических материалов. Какой принцип положен в основу этой классификации?
7. Какие свойства материалов определяют возможность их применения в различных областях стоматологии?
8. Какие показатели характеризуют физиологические свойства стоматологических материалов?
9. Методы физического анализа?
10. Какие показатели характеризуют химические свойства стоматологических материалов? Требования к конструкционным материалам по химическим показателям.
11. Какие показатели характеризуют механические свойства стоматологических материалов?
12. Что такое концентрация напряжения и концентратор напряжения? Опишите взаимосвязь между формой концентратора напряжения и величиной напряжения.
13. Сравните в общем виде стоматологические материалы различной химической природы: металлы, керамику, полимеры по их физико-механическим свойствам.
14. Что такое теоретическая и практическая прочность? Почему на практике невозможно создать материалы, обладающие прочностью, равной теоретической?
15. Почему необходимо проведение доклинических (технических, биологических) испытаний, и невозможно ограничиться только клиническими испытаниями (наблюдениями)?
16. На какие типы делят материалы, исходя из их способности воспринимать механические нагрузки?