Тема 4. 5. Ценностный мир человека и его структура

Ценностный мир человека – это личностная структура, складывающаяся как иерархическая система ценностей, определяющая направленность активности человека (поведения и деятельности), его будущее. Ценностный мир человека - это ядро его жизненного мира, образующее архитектонику мира человека в целом.
Личностные структуры – это те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими требованиями»
Система личностных ценностей – это комплекс иерархически взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных ценностей, одновременно существующих в сознании человека. Система личностных ценностей складывается как иерархическая, динамичная (т.е способная к перестройке) структура, которая существует в модификационных формах, складывающихся в соответствии с видами переживаемых человеком культурно-опосредованных отношений и отражающих значимые для него как сами по себе, как сущностно необходимые качества этих отношений.

Системообразующим основанием системы личностных ценностей выступает та, возникновение которой означает переход человека на новый этап развития ценностного мира человека. Эта ценность выделяется на основе имеющихся у человека ценностей, но фиксирует его стремления к такой форме отношений с действительностью, которая позволяет разрешить противоречия нового типа, то есть такие, которые человек не переживал при формировании прежней системы ценностей. По отношению к такой вновь возникшей ценности для человека становится малозначимым все то, что ранее выступало как ценности. Например, для маленького ребенка значимым являются формы поведения и деятельности, одобряемые мамой. Системообразующей ценностью в такой системе ценностей выступает стремление к установлению форм отношений, значимых для мамы. Другие ценности в этой системе ценностей отражают стремления ребенка к установлению таких форм отношений, которые в первую очередь одобряются мамой, но в то же время учитывают и особенности тех объектов, которые включаются ребенком в такие отношения. К подростковому возрасту у человека количество отношений со сверстниками начинают преобладать над всеми остальными видами отношений, поэтому в личностных ценностях подростка начинают преобладать ценности, для которых общим является то, что они фиксируют кроме прочих качеств значимого отношения значимость этого отношения для сверстников подростка. Так как именно это качество ценностей наиболее эффективно помогает разрешить проблемы, возникающие у подростка, то у него возникает как самостоятельное стремление к установлению форм отношений, значимых для сверстников, то есть возникает новая ценность. Возникновение такой ценности приводит к потере значимости имеющихся ценностей, фиксирующих стремление к тому, что значимо для мамы, поэтому это возникновение приводит к одновременному уничтожению старой системы ценностей. Вновь возникшая ценность становиться системообразующей, т.е. на её основе происходит переоценка человеком его условий жизни, в результате которой возникает новая система личностных ценностей.

Состояние структуры ценностного мира человека как иерархической характеризуется таким качеством ценностного мира какценностная ориентация. Ценностная ориентация является качественной характеристикой системы ценностей, отражающей общий вектор предметной направленности стремлений человека, который задается системообразующей ценностью.

Посредством ценностной ориентации может быть охарактеризованы и типы систем ценностей, возникающие на основных этапах развития человека, и типы систем ценностей, характеризующие становление ценностного мира на каждом из этих этапов, и типы систем ценностей, соотносимых с отдельными видами отношений.

Иерархическая структура систем личностных ценностей отражает отношения между ценностями различной степени общности (абстрактности). Качества ценности, отличающейся большей степенью общности задает границы проявления качеств соподчиненных ей ценностей. Отношения между ценностями, находящимися на двух иерархических уровнях, отражаются через выделение терминальных и инструментальных ценностей.

Иерархическое соподчинение ценностей различных уровней отражается через обозначение ценностей иерархически более высокого подуровня как терминальных. Терминальные ценности выступают как системообразующие для иерархически подчиненных ценностей. Возникновение системы ценностей нового типа, соответствующей новому этапу развития ценностного мира человека всегда начинается с возникновения ценности с категориально новыми качественными характеристиками. Эта ценность и выступает как терминальная. На её основе у индивида возникают инструментальные ценности, отражающие стремление человека к созданию условий, необходимых (значимых) для реализации терминальной ценности. Инструментальные ценности всегда строго соотнесены с определенной терминальной ценностью и представляют собой комплекс ценностей, строго необходимых и достаточных для реализации этой ценности.

Инструментальные ценности – это такой комплекс ценностей, реализация которых позволяет реализовать ценность, большего по отношению к ним уровня общности, которая по отношению к инструментальным ценностям обозначается как ценность терминальная. Обозначение ценностей как «терминальные» и «инструментальные» позволяет зафиксировать взаимосвязи между ценностями, относящимися к различным подуровням иерархических систем ценностей, поэтому эти обозначения относительны. Любая ценность, кроме предельно универсальной, может рассматриваться и как терминальная, и как инструментальная.

Личностные ценности, составляющие ценностный мир человека, всегда соотнесены с его потребностями и видами переживаемых им отношений. На этой основе могут быть выделены основные группы личностных ценностей, входящие в систему личностных ценностей. Основные группы ценностей можно дифференцировать по следующим основаниям:

1) по базовым потребностям человека, удовлетворяемым посредством установления определенных видов его отношений с действительностью;

2) по объектам отношений человека с действительностью;

3) по видам деятельности, характеризующим основные построения человеком культурно-опосредованных отношений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое система личностных ценностей, ценностный мир человека?

2. Объясните, почему ценности соотносятся с видами отношений человека с миром?

3. Объясните, почему ценности соотносятся с потребностями человека?

4. В чем заключается функция воспитания и как воспитание связано с возникновением ценностей?

5. Объясните, почему ценности соотносятся с видами и с объектами деятельности?

6. Дайте определение следующим понятиям «ценностный мир человека», «личностные структуры», «система личностных ценностей».

7. Что такое ценностная ориентация?

8. Почему необходима дифференциация ценностей на терминальные и инструментальные?

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения первоисточников выясните, какая структура ценностного мира человека предлагается в работах В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера и др.? Результаты своей работы отразите в моделях ценностного мира человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: