Барьеры общения - это психологические факторы, которые приводят к искажению информации или к ее блокировке. В качестве основных барьеров общения принято рассматривать: барьер непонимания, избегание и авторитет.
Поскольку в основе речи лежит умение пользоваться определенными знаками – символами, то различия в толкованиях слов и построения фраз влекут за собой барьеры непонимания. Выделяют четыре основных уровня таких барьеров:
Фонетический – имеет диапазон от непонимания некоторых звуков до целых слов, фраз. Он возникает в случае, когда мы слышим непонятную речь (иностранные слова, профессиональные термины или дефекты, акцент); тихую, невнятную речь; быструю речь (проглатывание звуков, недоговаривание окончаний).
Для того, чтобы избежать возникновения этого барьер необходимо:
1. Регулировать скорость своей речи.
2. Устанавливать обратную связь – важна реакция слушателя, его подтверждение, что он воспринимает информацию. Можно уточнить: «Вы понимаете меня? Есть ли у вас вопросы?»
3. Осуществлять контроль: если вас слушают – за своей речью; если слушаете вы – подстраиваться и вникать.
Семантический – зависит от использования разных смысловых значений слов (ключ, ребро) в профессиональных, бытовых, научных сленгах. Для предотвращения этого барьера следует:
1. Иметь наиболее полное представление о смысловых представлениях собеседника (говорить «на его языке»).
2. Договориться заранее о смысловых значениях слов (провести инструктаж, дать разъяснения).
3. Говорить максимально просто, если вы не знаете, с кем предстоит общаться.
Стилистический – явное нарушение стиля, несоответствие между формой и содержанием сообщения. К непониманию также может привести переусложненное выражение или переплетение стилей. Существует два основных приема структурирования:
1. Внешнее – «правило рамки» – информация заключается в рамку, имеющую:
- начало разговора, где указываются цели, перспективы, предполагаемые результаты;
- конец разговора, где подводятся итоги, показывается ретроспектива и отмечается степень достижения цели.
2. Внутреннее – «правило цепи» - содержание сообщения не может быть бесформенным набором сведений, они должны быть выстроены определенным образом. Информация может быть организована как простое перечисление (во-первых, во-вторых, в-третьих …); ранговая цепь (главное…, второстепенное…); логическая цепь (если…, следовательно…).
Логический – вызывается непринятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Возникает этот барьер в случае:
- если логики общающихся не соотносятся (мужская и женская, начальник и подчиненный);
- если у человека нет ясного представления логике партнера, ее отличиях от собственной.
Преодоление этого барьера зависит от эффективности и способа построения аргументации. Выделяют два основных способа построения аргументации:
1. Восходящая – сила аргументов возрастает от начала к концу сообщения, что подводит слушателя к выводам.
2. Нисходящая – сила аргументов убывает к концу сообщения (от главного к менее важному), когда выводы даются в готовом виде.