объекты международного политического процесса

3.нормативно – правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами.

Субъектами международного политического процесса являются: государства и группы государств, международные политические и общественные организации, создаваемые государствами (ООН, НАТО, ЮНЕСКО,) объединения, сообщества, союзы, ассоциации, создаваемые негосударственными (в том числе и террористическими) организациями, движениями.

Объектами международного политического процесса подразумеваются различные международные интересы.

Нормативно – правовая база международного политического процесса представляет собой все многообразие двухсторонних, многосторонних и иных договорных обязательств, которые заключаются на основе принципов международного права.

Основными субъектами международного политического процесса являются государства и группы государств. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Все они формально являются равноправными субъектами мирового сообщества. Но в действительности их роли и статусы в мировой политике не равны.

Наибольшее влияние в решении международных политических проблем так называемые великие державы, которыми признаются США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Китай, Индия, Россия. Первые из перечисленных стран и в их числе Канада, считаются наиболее развитыми странами мира. Эти семь стран производят более 45 % мирового валового продукта.

Китай и Индия – страны, в каждой из которых численность превышает миллиард человек, в последние 10 – 15 лет бурно развиваются (в том числе в военной области) и их голоса в решении международных проблем становятся все весомее.

Россия располагает вторым (после США) по мощности ядерным потенциалом имеет самую большую территорию (свыше 17 000 тыс. кв. км.) и занимает выгодное географическое положение, она так же считается великой державой. Кроме того, в последние годы Россия принимает участие в ежегодных заседаниях (встречах высших руководителей) стран (большой семерки), что также способствует росту ее авторитета в мировом сообществе.

Роль каждого государства в международном политическом процессе во многом зависит от его геополитического положения, которое определяется совокупностью самых существенных данных о ее нынешних состояниях и перспективах дальнейшего развития. К таким данным относятся сведения о размерах и место расположения территории, природных и людских ресурсах, способах и целях их использования, существующем политическом режиме и общей идейно- политической ориентацией общества.

Другим видом субъектов в международного политического процесса являются международные объединения. Это различные политические, военно – политические, политико – экономические и прочие союзы, блоки, коалиции. В основе их создания лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств – участников. Такие объединения могут носить двухсторонний характер. Например, политико- экономический договор между Россией и Америкой. Юрисдикция такого объединения на другие государства не распространяется.

Более весомыми являются многосторонние межгосударственные объединения. Они, как правило, формируются по региональному принципу, например, Организация Американских Государств (ОАГ); Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ); членам которой кроме европейских стран являются США и Канада; Содружество Независимых Государств (СНГ); Организация африканского единства (ОАЕ) и др. Большинство государств – экспортеров нефти из разных регионов объединяет межгосударственная организация ОПЕК. Исламские страны участвуют в Организации исламской конференции (ОИК).

Органом коллективной безопасности в Европе и не только в Европе является Северо-Атлантический союз (НАТО). Глобальной межгосударственной организации, объединяющей более 190 государств мирового содружества является Организация Объединенных Наций (ООН). Согласно уставу ООН, все входящие в нее члены являются равноправными участниками ее Генеральной Ассамблеи, на которой обсуждаются самые насущные международные проблемы и вырабатываются соответствующие резолюции. Резолюции Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер и не всегда выполняются. Но если возникшая проблема угрожает миру и стабильности или влечет неоправданные человеческие жертвы, то вопрос может быть рассмотрен на заседании Совета Безопасности ООН, который, согласно уставу ООН, несет главную ответственность за поддержание мира во всем мире. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех стран. В случае не выполнения этих решений, к нарушителю могут быть применены санкции (экономические, политические, военные). Совет Безопасности ООН состоит из пяти постоянных членов (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) и периодически переизбираемых представителей разных регионов мира.

Третьим видом субъектов международного политического процесса являются внегосударственные международные объединения. Например, такие как: Социалистический Интернационал; Международная конфедерация свободных профсоюзов; Римский клуб; Международная амнистия; Голос Хельсинки; Гринпис. Всего в мире насчитывается более трех тысяч международных неправительственных организаций. Каждая из внегосударственных международных организаций занимает определенную нишу в международных отношениях и выполняет специфические функции. Так или иначе они оказывают влияние на международный политический процесс.

Под объектами международного политического процесса подразумеваются различные международные интересы. Международные объекты (интересы) могут быть:

- вухсторонними отношения между государствами;

-многосторонними - проблемы и интересы, затрагивающие группу стран;

Глобальными – проблемы, затрагивающие всего мирового сообщества.

Все виды международных объектов тесно взаимосвязаны. Например, военный конфликт между двумя странами может дестабилизировать целый регион, а экономическая катастрофа в каком – либо регионе – угрожать безопасности всего мира. Нередко интересы одной страны вступают в противоречие с интересами другой. Такие противоречия могут приводить к международным конфликтам и войнам.

Основу нормативно - правовой базы международного политического процесса составляют основные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН. Важнейшие из них:

1 Принцип суверенного равенства государств.

2 Принцип неприменения силы и угрозы силой

2 Принцип территориальной целостности государства.

3 Принцип мирного разрешения международных споров.

4 Принцип невмешательства во внутренние дела.

5 Принцип всеобщего уважения прав человека.

6 Принцип сотрудничества.

7 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Принципы международного права выполняют регулятивные функции в международном политическом процессе. Кроме того, они являются основой для разработки и принятия двухсторонних и многосторонних нормативно- правовых актов. Например, отношения между двумя государствами могут регулироваться подписанным ими двухсторонним договором. Но этот договор не должен нарушать принципы международного права. Из всего многообразия явлений, в современном политическом процессе можно выделить следующие наиболее значимые и весьма противоречивые тенденции:

- усиление интеграционных процессов и возникновение глобальной мировой системы взаимодействия.

- стремление США и других стран запада к мировому господству

- возникновение и развитие новых геополитических центров

- конфронтация между различными типами цивилизаций

События последних лет показывают, что для сохранения суверенитета и своей значимости на международной арене, Россия в своей внешней политике не должна ориентироваться только на Запад. Ей необходимо проводить осторожную внешнюю политику, сохраняя дружественные отношения со всеми странами мирового содружества. При этом в любой международной акции надо прежде всего ориентироваться на долговременные национальные интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: