Понятие сертификации

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.

Использование ее создает предпосылки и условия для успешно­го решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в миро­вую экономику.

Слово «сертификация» в переводе с латинского языка озна­чает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «ока­зана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Термин сертификация впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и м\н организацией по стандартизацией (ИСО) и включен в руководство №2 ИСО «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий» в 1982г. Согласно это­му документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или зна­ка соответствия, что изделие или услуга соответствует оп­ределенным стандартам или другим нормативным документам.

В настоящее время под серти­фикацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в, том, что должным образом идентифицированная продукция, про­цесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

По сравнению с определением, данным в 1982 г., в понятие «сертификация соответствия» внесено несколько существенных изменений.

Во-первых, сертификация теперь непосредственно связана с действием третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рас­сматриваемом вопросе.

Во-вторых, действие по оценке соответствия производится дол­жным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, про­цедурами и управлением.

В-третьих, значительно расширяется область распространения сертификации соответствия. В настоящее время ей подлежат про­дукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на предприятиях (системы качества) и персонал.

Все это означает постоянное развитие сертификации как про­цесса установления соответствия и показывает необходимость ее проведения для цивилизованных рыночных отношений.

Определение данное СЕРТИКО положено в основу понятия сертифика­ции соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ Р в Российской Федерации. Сертификация — процеду­ра подтверждения соответствия, посредством которой независи­мая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (по­купателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (согласно з-ну РФ о сертификации).

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономиче­ском, научно-техническом сотрудничестве и международ­ной торговле;

-содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя); -контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявлен­ных изготовителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: