Методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет описательную функцию и регулятивно-нормативную.
В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня:
1. Философский уровень - общие принципы познания.
2. Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин (системный подход, теория воспитательных систем).
3. Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (личностный подход, деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход).
4. Технологическая методология – составляет методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой может включаться в массив научного знания.
Все уровни – система, существует соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания.
|
|
Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:
- методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;
- собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи.
Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.
Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д.).
Тема 2.5. Принципы и методы воспитания