Цель занятия: студент должен обобщить и закрепить на конкретных примерах знания о биотических взаимоотношениях как экологических факторах, знать типы внутри- и межвидовых взаимоотношениях, различать типы проявления симбиоза и антибиоза.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение и приведите примеры гомотипических реакций.
2. Каков биологический смысл эффекта группы? В чем проявляется массовый эффект?
3. В чем сходство массового эффекта и внутривидовой конкуренции?
4. Назовите типы взаимоотношений межпу организмами разных видов.
5. В чем сходство и различие протокооперации и мутуализма? Приведите примеры.
6. В чем заключается экологический смысл аллелопатии?
7. В чем заключается суть межвидовой конкуренции?
8. Сформулируйте принцип конкурентного исключения Гаузе и объясните его экологический смысл.
9. Почему близкородственные виды могут сосуществовать? Какие механизмы обуславливают это явление?
10. Укажите принципиальные различия хищничества и паразитизма.
|
|
Практическая работа.
Задание 1. Межвидовые типы взаимоотношений.
Заполнить таблицу 1. Показать взаимодействие двух разных организмов в виде парных комбинаций символов. Использовать следующую символику:
Символ | Результат взаимодействия |
+ | Выгода для вида, популяции |
- | Ухудшение условий существования |
Отсутствие значительных взаимодействий |
Таблица 1. Классификация типов взаимоотношений между организмами двух видов
Тип взаимодействия | Виды | Общий характер взаимодействия | Пример | |
Нейтрализм | ||||
Конкуренция прямая | ||||
Конкуренция непрямая | ||||
Аменсализм | ||||
Паразитизм | ||||
Хищничество | ||||
Комменсализм ' | ||||
Протокооперация, | ||||
Мутуализм | ||||
Аллелопатия |