ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Организация и выполнение курсового исследовательского проекта …………………………………………………..6
1.1 Значение и задачи выполнения студентами курсовых проектов.6
1.2 Организация и выполнение курсового исследования…………...7
1.3 Структура курсовой работы……………………………………...11
1.4 Требования к оформлению курсовых работ…………………… 12
1.5 Сотрудничество студента с научным руководителем………… 13
1.6 Защита курсовых работ…………………………………………...15
ГЛАВА 2. Подготовка, оформление и защита дипломной работы …………………………………………………………………………16
2.1 Общие требования к дипломной работе ………………………….16
2.2 Основные этапы дипломного исследования ……………………..18
2.3 Структурные элементы дипломной работы………………………26
2.4 Дизайн дипломной работы ………………………………………..29
2.5 Защита дипломной работы…………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …..………………...42
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Форма титульного листа курсовой / дипломной работы……………………………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Форма задания на дипломную работу……………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец содержания курсовой / дипломной
работы……………………………………………………………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Образец оформления списка использованных источников……………………………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Критерии оценки исследовательской и профессиональной компетенции студента…………………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Параметры оценки курсовых и дипломных работ.......................................................................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Календарный график подготовки, написания и оформления дипломной работы………………………………………………..58
ВВЕДЕНИЕ
Социальная педагогика как область науки и сфера практической деятельности нацелена на преобразование социальной среды, создание гуманистических воспитывающих межличностных отношений в социуме, а также на поиск и научно обоснованную разработку механизмов педагогически компетентного «вмешательства» в кризисные личностно-средовые ситуации. Это предполагает подготовку специалистов – социальных педагогов, владеющих поисково-исследовательскими технологиями и способных принимать научно обоснованные решения, влияющие на социальное взаимодействие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах его микросреды.
Эффективность профессионального формирования специалистов в сфере социально-педагогической деятельности достигается в процессе функционирования в высшей школе четко организованной системы учебно-научно-исследовательской работы (УИРС и НИРС). Вовлечение будущих социальных педагогов в социально-педагогическую практику, ориентация их на самостоятельное исследование социально-педагогических проблем является важным, во многом определяющим, этапом подготовки специалистов, обладающих творческим потенциалом, исследовательской компетентностью, методологической культурой.
|
|
В содержаниие подготовки социальных педагогов в высшей школе как обязательный компонент входят виды деятельности, которые формируют такие важные компетенции специалиста как методологическая рефлексия, умения анализировать собственную деятельность с научных позиций, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания социально-педагогической действительности. Формирование данных характеристик будущего специалиста обозначено как одна из приоритетных задач в Образовательном стандарте по специальности «социальная педагогика», в связи с чем, цель данного пособия - оказать студентам организационно-методическую помощь в выполнении курсовых и дипломных работ, ориентирующих на многогранное научное познание социально-педагогических явлений.
В основу пособия положены результаты изучения многолетней практики организации и выполнения учебных и учебно-научных исследований студентов в ряде педагогических вузов Республики Беларусь, Ближнего и Дальнего Зарубежья, а также длительный личный опыт авторов по руководству студенческими научными исследованиями.
Пособие состоит из введения, двух глав, заключения, списка рекомендуемой литературы, а также приложений. Глава 1 – «Организация и выполнение курсовых исследовательских проектов» - дает понятие о процессе подготовки курсовых работ, имеющих характер исследовательских проектов. В ней рассматриваются такие вопросы как значение и задачи выполнения студентами курсовых работ; процесс организации и выполнения курсовых исследовательских проектов; структура курсовой работы; требования к выполнению курсовой работы; сотрудничество студента с научным руководителем; порядок защиты курсовых работ и исследовательских проектов.
Глава 2 - «Подготовка, оформление и защита дипломной работы» - дает понятие о дипломных работах как заключительном этапе обучения студентов на первой ступени образования; содержит общие требования к дипломной работе. Анализу подвергаются сструктурные элементы дипломной работы. Студентам предлагается осмыслить требования к дизайну дипломной работы и процедуре ее защиты. В пособии предлагается список литературы в помощь студенту-дипломнику, который включает основные публикации по методологии социально-педагогического исследования, методике выполнения курсовых и дипломных работ в высшей школе.
Пособие снабжено приложениями, в числе которых: форма титульного листа курсовой и дипломной работ; форма задания на дипломную работу; образец оформления содержания курсовой и дипломной работы; новые требования к оформлению списка использованных источников; критерии и параметры оценки курсовых и дипломных работ, а также календарный план-график подготовки учебно-научного исследования.
Авторы выражают глубокую признательность за поддержку и рекомендацию к публикации данного пособия: Мартыновой В.В., кандидату педагогических наук, доценту, заведующему кафедрой социальной педагогики – ведущей в Республике Беларусь в области исследования актуальных проблем социальной педагогики; всем преподавателям кафедры, участвующим в апробации учебно-методических рекомендаций, а также рецензентам – доктору исторических наук, профессору А.Д. Григорьеву и кандидату педагогический наук, доценту Н.А. Леонюк.
|
|
Авторы надеются, что предлагаемое пособие будет полезным для совершенствования учебно-научно-исследовательской подготовки будущих социальных педагогов, а также других специалистов помогающих профессий, нацеливая их на овладение исследовательскими умениями, обеспечивающими развитие методологической культуры и исследовательской компетентности.