- Целевая аудитория публичной речи и основные критерии ее анализа.
- Характеристика основных критериеванализа целевой аудитории публичной речи.
- Анализ времени, места и повода выступления.
- Основы диспозиции.
Исследование речевой ситуации включает анализ целевой аудитории, времени, места и повода речи. В зависимости от того, соответствует ли речь условиям общения, она признается уместной или неуместной, а уместность, в свою очередь, во многом определяет степень влияния речи.
Целевая аудитория — группа лиц, на которых направлено речевое воздействие. Не все люди, находящиеся в зале во время выступления, входят в целевую аудиторию. Например, когда декан выступает на дне открытых дверей факультета, в зале присутствуют абитуриенты, их родители, студенты и преподаватели факультета, а также технический персонал, но речь декана нацелена преимущественно на две категории слушателей: абитуриентов и их родителей. Но одно выступление может быть адресовано сразу нескольким целевым аудиториям.
Данилина В.В. предлагает несколько основных критериев анализа целевой аудитории публичной речи. Эти критерии разработаны для наиболее простой ситуации, когда целевая аудитория ограничена теми людьми, которые находятся в зале во время выступления, но те же позиции оценки частично применимы и к другим ситуациям общения:
1) численность и степень единства;
2) эмоциональное состояние;
3) компетентность в обсуждаемых вопросах;
4) социально-демографические характеристики;
5) отношение к предмету речи;
6) отношение к оратору.
Охарактеризуем все предлагаемые критерии [69].