Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Основная цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на 2 группы:

1) расчеты с поставщиками. Основные формы договоров – купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены;

2) расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров – подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.

В ходе аудита подлежат проверке:

а) поступление ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;

б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;

в) списанные безнадежные к взысканию долги;

г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета: договоры с поставщиками и подрядчиками, счета-фактуры, таможенные декларации, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитического и синтетического учета.

Типичные ошибки:

1. В части организации первичного учета:

- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров);

- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений);

- отсутствие графиков документооборота;

- ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.

2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76);

- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60);

- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;

- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

- неправильное отражение на счетах суммовых разниц;

- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (Д-т 63 или 91 К-т 60 субсчет «Авансы выданные»);

- отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям.

перечень практических занятий

Тема 1.3. Работа с отраслевыми нормативными документами по аудиту.
Тема 2.2. Разработка программы аудиторской проверки. Составление договора на оказание аудиторских услуг.
Тема 2.3. Составление аудиторского заключения.
Тема 3.1. Проверка наличных денег в кассе предприятия. Проверка выписок банка с расчетного и валютного счетов.
Тема 3.2. Проверка правильности уплаты налогов и сборов.
Тема 3.3. Проверка дебиторской и кредиторской задолженности. Проверка расчетов с подотчетными лицами.
Тема 3.4. Проверка правильности оценки, переоценки, начисления амортизации.
Тема 3.5. Проверка сохранности материальных ценностей на складе по данным инвентаризации.
Тема 3.6. Проверка начисления заработной платы, удержаний из заработной платы, расчет к выдаче. Проверка выплаты депонированных сумм.
Тема 3.7. Проверка правильности отнесения затрат на основное, вспомогательное, незавершенное производство и определения себестоимости продукции. Проверка определения результата от продажи продукции.
Тема 3.8. Проверка правильности формирования уставного капитала и резервов.
Тема 3.9. Проверка достоверности финансовых результатов.
Тема 3.10. Проверка правильности составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1.1 История развития аудита. Этапы становления контроля в России в условиях переходной экономики
Тема 1.3 Разработка профессиональных и этических норм для аудиторской деятельности. Этика аудитора
Тема 2.1 Понятие аудиторского риска
Тема 2.2 Документирование аудита.
Тема 3.4 Анализ эффективности использования основных средств
Тема 3.7 Аудит затрат на производство продукции
Тема 3.9 Аудит правильности формирования резервов

ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: