Российской Федерации

Структура системы образования устанавливается императивно государством и закрепляется в нормативно-законодательных актах федерального уровня. В настоящее время основными документами, определяющими структуру образования в стране, являются законы Российской Федерации «Об образовании (1992/1996) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).

Согласно закону об образовании «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [164, с.8].

Иначе говоря, система образования включает три основных компонента:

- содержательный – представленный определенным набором образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

- организационный – представленный совокупностью образовательных учреждений;

- управленческий – представленный органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями.

Содержательный компонент представляет содержание образования во всей его полноте.

В самом общем смысле содержание образования – это «основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели, …совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс» [176, т.3, с.124]. Или, по другой формулировке «часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с образовательными целями и процессуальными аспектами образования» [13, с.6]. Последнее высказывание подчеркивает, что накопленный человечеством совокупный социокультурный опыт, который по мере развития общества непрерывно количественно увеличивается и качественно изменяется, несоизмеримо больше содержания образования в каждый данный период времени в конкретном государстве. Тем значимее становится проблема отбора содержания образования.

Содержание образования дифференцируется отдельными образовательными программами в соответствии с теми уровнями, которые законодательно установлены на данный период времени. В настоящее время Законом об образовании (ст.9) определены следующие уровни образования:

- общее образование, направленное на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознания выбора и освоения профессии, включает:

дошкольное образование,

начальное общее образование,

основное общее образование,

среднее (полное) общее образование,

дополнительное образование

- профессиональное образование, направленное на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, включает:

начальное профессиональное образование (НПО),

среднее профессиональное образование (СПО),

высшее профессиональное образование (ВПО),

послевузовское профессиональное образование,

дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Кроме того, полное высшее образование, согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», имеет следующие ступени:

- ВПО, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;

- ВПО, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»;

- ВПО, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».

Все уровни, кроме дошкольного и начального общего образования, могут иметь статус образовательного ценза при определении квалификационных требований к лицам, занимающим ту или иную должность, а поэтому констатируются соответствующими документами установленного образца.

В целом содержание образования должно обеспечивать выполнение основной функции образования данного уровня. Однако при этом подходы к определению содержания образования могут быть различными. Так, В.В.Краевский, анализируя разные концепции содержания общего образования, сосуществующие сегодня в нашей стране, выделяет следующие основные его трактовки:

- педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе;

- совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками;

- педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте [68, с.7-10].

В то же время, независимо от того, на каких концептуальных основаниях выстраивается содержание общего образования, оно представлено набором учебных предметов (компонентов содержания), который различен на разных ступенях (уровнях) общего образования. При этом выделяются базовые (инвариантные) компоненты содержания, устанавливаемые правовыми актами и вариативные, которые вводятся образовательным учреждением по выбору учащихся в зависимости от их интересов, склонностей и возможностей.

Структура содержания общего образования должна удовлетворять двум основным требованиям: минимальности и функциональности полноты набора учебных предметов [166, т.3, с.125]. В настоящее время формально она представляется в качестве Базисного учебного плана (БУП) – нормативного документа, который утверждается Министерством образования РФ и на основе которого общеобразовательные учреждения разрабатывают рабочие учебные планы с учетом своей специфики и условий функционирования. Наряду с действующим Базисным учебным планом сегодня в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и переходу на 12-летнюю школу утвержден экспериментальный БУП для общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

С функциональной точки зрения БУП является «механизмом разграничения полномочий и ответственности общеобразовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты».

Определение содержания федерального компонента БУП относится к компетенции федерального органа управления образованием. Разработка содержания национально-регионального компонента является прерогативой органа управления образованием субъекта федерации. Содержание школьного и ученического компонента устанавливается образовательным учреждением.

Образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей разрабатываются соответствующими образовательными учреждениями самостоятельно с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными либо – при отсутствии государственных требований – местными органами управления образованием.

Содержание профессионального образования структурировано не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами, такими как:

- Перечень профессий и специальностей – на уровне НПО;

- Классификатор специальностей – на уровне СПО;

- Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне ВПО.

В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности» [176, т.2, с.245].

Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.

На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей:

- Перечня направления подготовки бакалавров и магистров;

- Перечня специальностей.

Такая структура Перечня отражает структуру ВПО, которая в настоящее время имеет две самостоятельные ветви:

- профессионально ориентированное (т.е. ориентированное на конкретную профессию) высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям. Это традиционная, сложившаяся еще в советский период многоступенчатая модель высшего образования;

- наукоориентированное высшее образование, которое включает две ступени – бакалавреат и магистратуру. Это новая, многоуровневая модель высшего образования, которая была введена с ориентацией на зарубежный опыт и не предполагает подготовку обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, поэтому его содержание дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Перечни специальностей и направлений подготовки устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Содержание образования каждого уровня, согласно Закону «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Однако понятие «образовательная программа», хотя оно и было введено законом, в сфере профессионального образования по существу не является нормативным, поскольку такой документ в образовательной практике учреждений НПО, СПО и ВПО не используется.

Нормативную силу на этих уровнях образования имеет другой документ – государственный образовательный стандарт (ГОС), также получивший правовое закрепление в Законе РФ «Об образовании», согласно которому порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.

ГОСы, как и БУП общего образования, включают несколько компонентов: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент ГОСа определяет «в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» [164, с.8].

ГОС среднего профессионального образования (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 821) устанавливает:

1) структуру среднего профессионального образования, документы государственного образца о среднем профессиональном образовании;

2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации;

3) общие нормативные учебные нагрузки обучающихся образовательного учреждения среднего профессионального образования и ее объем;

4) общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования;

5) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования в качестве федерального компонента;

6) правила государственного контроля соблюдения требований стандарта.

ГОСы высшего и послевузовского профессионального образования, согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», включают в себя:

«1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся» [38, с.7].

То есть ГОСы фактически являются теми нормативными документами, на основании которых осуществляется организация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.

При этом следует отметить, что ГОСов послевузовского образования на сегодняшний день не существует. Единственным нормативным документом, регламентирующим содержание послевузовского образования, является реестр научных специальностей.

Образовательные программы ДПО, т.е. повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением с учетом потребностей заказчика, а также требований к содержанию образовательных программ ДПО, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области ДПО.

В настоящее время действуют Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденные приказом Минобразования России от 18.06.1997 г. № 1221. В соответствии с этим юридическим документом, базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

- соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

- преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

- совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

- соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

- соответствие принятым правилам оформления программ;

- соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

На содержательном уровне непрерывность образования должна выражаться в «институционально-системной совместимости образовательных программ и требований со стороны государственных образовательных стандартов к образовательным системам, к качеству человека (личности), прошедшего цикла образования (воспитания и обучения)» [144, с.30] или, как это положено, постулировалось в Концепции непрерывного образования, разработанной в 1988 году, посредством реализации принципа преемственности разных уровней непрерывного образования.

Это актуализирует проблему согласованности образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования, под которой понимается «свойство государственных образовательных стандартов, позволяющее им обеспечивать преемственность или сопряженность образовательных программ».

Образование всех уровней содержания реализуется через образовательные учреждения, которые в совокупности образуют организационный компонент системы образования.

Выделяются образовательные учреждения разных типов, в соответствии с уровнями образования, и разных видов в рамках данного типа.

Законом об образовании выделяется 8 основных типов образовательных учреждений (ОУ). В реальной практике образования сегодня применяется следующая их типология, в целом отражающая нормы закона:

1) дошкольные ОУ;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждения;

3) специальные (коррекционные) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

4) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) учреждения дополнительного образования детей;

6) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;

7) учреждения дополнительного профессионального образования.

Фактически отсутствуют в системе образования учреждения дополнительного образования взрослых, поскольку соответствующие функции выполняют, главным образом, учреждения культуры.

Каждый тип образовательного учреждения представлен различными их видами, которые устанавливаются соответствующими нормативными документами.

Виды дошкольных ОУ устанавливаются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и включают ясли, детский сад, дошкольное отделение общеобразовательного учреждения.

Виды общеобразовательных учреждений устанавливаются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, которое утверждается Министерством образования РФ. В настоящее время к ним относятся:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Специальные (коррекционные) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии подразделяются на 8 видов в соответствии с характером отклонения.

Наряду со специальными учреждениями в практике образования широкое распространение получили специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах, что не только позволяет снизить организационные и финансовые затраты на развитие специального образования, но и отвечает требованиям гуманистической идеи интеграции людей с отклонениями в развитии в общество.

Во многом именно поэтому и самостоятельные учреждения специального образования детей в практике рассматриваются как часть, одна из разновидностей общеобразовательных учреждений.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно представлены в первую очередь детскими домами, которые могут быть двух видов: для детей дошкольного возраста и смешанные. Однако в настоящее время сеть учреждений, подведомственных органам управления образованием и решающих социально-педагогические проблемы данной категории детей, а также целого ряда других категорий детей, активно расширяется за счет социальных учреждений нового типа, таких как приюты, социальные гостиницы для несовершеннолетних, центры психологической помощи детям и др. Кроме того, социально-педагогические проблемы решаются и в учреждениях других ведомств – социальной защиты населения, здравоохранения и др. Поэтому такого рода учреждения правомерно объединить в одну категорию – социально-педагогические учреждения. Их общий нормативно-правовой статус находится пока в стадии становления.

Учреждения дополнительного образования детей – это, согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, образовательные учреждения, основное предназначение которых – «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». К ним относятся дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел и др.

Программу своей деятельности такое учреждение разрабатывает самостоятельно «с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического региона и национально-культурных традиций».

Основной вид учреждений НПО – профессиональное училище.

Учреждения СПО реализуют образовательные программы соответствующего уровня. Среднее профессиональное образование по определению Международной стандартной классификации образования относится к последнему образованию. Оно обладает качественной определенностью и отличается достаточным общекультурным и профессиональным содержанием, необходимым для выполнения определенного класса профессиональных задач, имеющих выраженную практическую направленность и специализированный характер.

К учреждениям СПО относятся следующие виды образовательных учреждений: техникум, колледж, училище (например, педагогическое, медицинское и др.).

Согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в России устанавливаются следующие виды учреждений ВПО – университет, академия, институт.

Специальных учреждений послевузовского образования в стране нет, программы этого образовательного уровня реализуются через особые структуры (аспирантура, ординатура, докторантура) учреждений ВПО, а также + научных учреждений, имеющих соответствующую лицензию.

В Федеральной программе развития образования сформулированы основные направления развития высшей школы в России. Предполагается, что основными направлениями развития ВПО в частности должны быть:

- разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;

- сохранение потенциала системы ВПО и дальнейшее развитие ее структурных составляющих;

- формирование отраслевых и региональных комплексов объединений, ассоциаций системы образования;

- совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы высшего и послевузовского профессионального образования;

- создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;

- проведение структурных и содержательных изменений в ВПО в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;

- совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности.

При этом необходимо учитывать неустранимый объективный фактор – снижение количества выпускников средней школы, начиная с 2003 года, то скажется на развитии системы профессионального, в том числе и высшего, образования.

Учреждения ДПО.

Образование взрослых в последние годы претерпело значительные изменения, важнейшим из которых является сокращение периода «старения» знаний. Если в начале ХХ века обновление знания происходило каждые 20-30 лет, то в настоящее время этот период сократился в среднем до 6 лет. Существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за этим обновлением. Вследствие этого молодые люди уже к 22-23 годам становятся носителями уже устаревших знаний. И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

В странах Европейского Сообщества уже много сделано для становления новой образовательной системы, которая бы решала задачи создания условий, предпосылок и законов, обеспечивающих непрерывное образование как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека, как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни, как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого человека.

С этой целью обеспечивается следующее:

- формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни;

- создание правовой базы образования в любом возрасте;

- развитие сети государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.

Все названные проблемы стали предметом обсуждения Всемирной конференции по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум проходил под девизом: «Образование взрослых – это ключ в XXI век». Конференция, в частности, рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

Анализ статистических данных, отражающих состояние системы дополнительного образования взрослых в России, проведенный Институтом образования взрослых РАО, дает основание сделать следующие выводы:

- самостоятельной, специализированной системы образования взрослых в России, как и в большинстве стран, не существует: отдельные образовательные структуры встроены в общую систему образования: вечерние и заочные отделения, факультеты повышения квалификации и др. В современных условиях возникают альтернативные формы: кооперативы, Центры, культурно-просветительные учреждения;

- показатель охвата взрослого населения обучением очень низок и составляет всего 1,9%;

- уровень образования взрослого населения, признаваемый ЮНЕСКО, наряду с показателями охвата взрослого населения обучением, составляет в России (от 15 лет и старше по показателям микропереписи 1994 года) – 16 неграмотных на 1000 человек;

- современный контингент взрослых обучающихся неоднороден по показателю занятости профессиональным оплачиваемым трудом. В нем представлены следующие категории;

- работники сферы профессионального труда;

- лица, временно незанятые, в т.ч. безработные;

- занятые исключительно в домашнем хозяйстве;

- лица, не имеющие определенных оплачиваемых занятий;

- люди третьего возраста (пенсионеры);

- взрослые, изменившие в силу каких-то обстоятельств привычный образ жизни (переселенцы, бывшие военнослужащие и т.д.).

В связи с изменением и ухудшением социально-экономического положения в 1990-е годы начинает свертываться профессиональное обучение взрослых, включающее в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации всех специалистов и руководителей. Кроме того, в 1992 году была отменена всякая статистическая отчетность по этому направлению образования, поэтому не представляется возможным проследить в сравнении размеры сокращения учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров.

На современном этапе экономического развития возникает новое направление в образовании взрослых – профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения. Статистические данные о профессиональной подготовке незанятого населения в России свидетельствует об увеличении количества безработных и количества, прошедших профессиональное обучение. Так, в июле 1995 года 5,7 млн. человек (7,8% экономически активного населения России) не имели занятия, но искали работу.

Глубокий кризис социально-экономических отношений, переход к рыночной экономике изменили ситуацию в сфере образования взрослых: значительно уменьшилось количество обучающихся, свертываются некоторые направления постбазового образования, сокращаются сроки обучения.

В новой социально-экономической ситуации многие распространенные ранее формы образовательной подготовки взрослых исчезают, разрушаются, например, вечерние (сменные) школы, центры образования на производстве, а новые еще только начинают зарождаться и развиваться.

Объем регламентированной подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий промышленно-производственного персонала непосредственно на предприятиях и в институтах повышения квалификации снижается. Не лучше обстоит дело с подготовкой и переподготовкой новых рабочих на предприятиях. Резко снизились объемы повышения квалификации специалистов и руководителей. Прекратила свое существование активно действующая ранее экономическая учеба рабочих и служащих.

Негативным является процесс коммерциализации многих форм образования. Платными стали такие формы как получение новых дефицитных профессий, повышение квалификации, вечернее и заочное образование в вузах и др. Все учреждения ДПО, и в первую очередь негосударственные, предлагают разнообразные платные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации различных категорий работников в широком диапазоне профессий и специальностей, а спрос на эти услуги ограничен и строго дифференцирован.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, к учреждениям ДПО относятся:

- академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями ВПО);

- институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные при (в) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений ВПО (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и другие) и образовательных учреждений СПО (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

Каждое образовательное учреждение также представляет собой самостоятельный элемент системы образования, имеющий свою системную организацию, т.е. является ее подсистемой.

Их взаимосвязь и взаимодействие, включенность в систему каждого отдельного учреждения, обеспечивается управленческим компонентом, который, в свою очередь, включает иерархически взаимосвязанные органы и структуры государственной власти и управления образованием нескольких уровней [164, с.36, п.1];

- федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (федеральный уровень управления образованием);

- федеральные ведомственные органы управления образованием (ведомственный уровень управления образованием);

- государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный уровень управления образованием),

а также [там же, ст.37, п.2]:

- местные (муниципальные) органы управления образованием (муниципальный уровень управления образованием).

Законом об образовании устанавливается компетенция и ответственность всех уровней управления образованием.

Компетенция Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием (ст.28) охватывает основные, ключевые, системообразующие отношения и связи в системе образования, такие как:

- правовое регулирование отношений в области образования;

- установление порядка создания ОУ; разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; их аттестация и государственная аккредитация; лицензирование высших учебных заведений; создание ОУ федерального подчинения;

- установление перечней профессий и специальностей профессиональной подготовки, а также федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

- формирование федеральных государственных, а также ведомственных органов управления образованием и др.

В компетенцию субъектов РФ (ст.29) входят такие аспекты управления системой образования, как:

- разработка законодательства в области образования, дополняющего и не противоречащего федеральному законодательству;

- лицензирование образовательных учреждений, за исключением учреждений ВПО; создание ОУ соответствующего подчинения;

- установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

- формирование государственных органов управления образованием субъекта федерации и др.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления (ст.31) относятся, главным образом, вопросы организационно-управленческого обеспечения реализации права граждан на образование, в первую очередь – на получение установленного Законом об образовании основного общего образования. В соответствии с этим органы местного самоуправления правомочны:

- организовывать и контролировать деятельность местных (муниципальных) органов управления образованием;

- создавать муниципальные образовательные учреждения (МОУ), назначать их руководителей, строить здания МОУ;

- обеспечивать гражданам, проживающим на данной территории, возможность выбора общеобразовательного учреждения;

- использовать государственные и муниципальные ОУ, объекты культуры и спорта в интересах образования и др.

Иначе говоря, в непосредственном ведении органа местного самоуправления находятся созданные им органы управления образованием и муниципальные ОУ. Его отношения с другими учреждениями образования, находящимися на данной территории, Законом об образовании не определены.

Компетенция ведомственных органов управления образованием в Законе об образовании специально не раскрыта. Однако такое явление, как ведомственные профессиональные образовательные учреждения, имеет очень широкое распространение на практике. Речь идет об учреждениях профессионального образования всех уровней, учредителями которых являются различные отраслевые министерства и ведомства. К их числу относятся, например, медицинские училища и вузы, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения РФ; вузы, техникумы, училища и технические школы, принадлежащие Министерству путей сообщения РФ, образовательные учреждения Министерства обороны, юстиции, внутренних дел и др.

Система управления такими образовательными учреждениями имеет свою специфику, которую можно на сегодняшний день определить как двойное подчинение. С одной стороны, их деятельность регламентируется и регулируется нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ, а с другой – они непосредственно подчиняются учредителю, и их взаимоотношения с муниципальными и региональными органами управления образованием специфичны и нормативно не отрегулированы.

Все три компонента системы образования – содержательный, организационный и управленческий – тесно взаимосвязаны. Так, сеть образовательных учреждений сама по себе не является системой, как это нередко представляется на обыденном уровне. Ее системность обеспечивают содержательный и управленческий компоненты системы: первый – определяет, какие образовательные учреждения должны реализовывать содержание образования в той или иной его части, второй – обеспечивает их функционирование и взаимодействие. Только при наличии содержательного и управленческого компонентов системы совокупность образовательных учреждений приобретает системные признаки.

Схематично система образования РФ представлена в Приложении в таблице 2.

Особое место в системе образования занимает муниципальный уровень образования, именно этот уровень функционирования системы образования является наиболее проблемным.

Это связано с тем, что институт местного самоуправления в нашей стране еще только начал формироваться на новых, отвечающих современным требованиям, основаниях. Причем в отличие от федерального и регионального уровней, которые в новых социально-экономических условиях сохраняют многие черты прежней централизованной иерархической структуры государственной власти, он существенно отличается от тех нижних - районных, городских, поселковых и др. - уровней местного управления советского периода, которые призван заменить.

Возрождение местного самоуправления является необходимым условием становления демократического общества, поскольку «без самоорганизации общества невозможно создать инициативную, предприимчивую нацию, обеспечить высокие социальные стандарты, сформировать гражданское общество, укрепить государственную целостность России» [, с.3]. Однако это требует решения множества вопросов, связанных с реальным обеспечением возможностей самостоятельно решать на местном уровне экономические, финансовые, социально-бытовые, культурные и иные проблемы.

На сегодняшний день еще нельзя сказать, что все эти вопросы решены. Формирование местного самоуправления, основанное на действительно демократических принципах организации, началось в начале 1990-х годов. Последнюю черту под советской моделью самоуправления подвели указы Президента РФ конца 1993 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№254-ФЗ), закрепивший новую модель местного управления, был введен в действие в августе 1995 года. Позднее было принято еще несколько важных нормативных актов федерального уровня, обеспечивающих правовое регулирование отношений в области местного самоуправления. Получило развитие законодательство о местном самоуправлении в субъектах федерации.

В результате на сегодняшний день статус местного (территориального) самоуправления, отделенного от государственной власти, нижним уровнем централизации которой являются субъекты федерации, в целом определился.

В то же время, как отмечают Е.Г.Анимица и А.Т.Тертышный, «в деле создания условий для развития местного самоуправления Россия находится в самом начале пути… Еще предстоит научная разработка сущностной, функциональной, организационно-структурной, финансово-экономической и территориальной основы местного самоуправления» [, с.182]. Нормативная база и деятельность системы местного самоуправления характеризуется множеством противоречий, многие аспекты деятельности муниципальных органов и служб еще только ждут своего нормативно-правового обеспечения, проходя этап эмпирического освоения.

Все сказанное в полной мере может быть отнесено и к такой сфере местного самоуправления, как образование. Управление образованием на муниципальном уровне еще только вырабатывает свои оптимальные формы и технологии. Ведется активный поиск новых подходов и организационных основ построения муниципальной системы образования, отвечающей современным требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: