Функции финансового менеджмента как экономической категории

1. Обеспечение финансовыми ресурсами деятельности предприятия (сколько надо и откуда привлечь).

2. Распределительная. (Распределение по фондам и обеспечение целевого их использования через фонды денежных средств. Объективно обосновано определить состав фондов, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства).

3. Контрольная функция. (Контроль за полнотой формирования фондов денежных средств, за целевым и эффективным использованием. Если какие-то вложения приводят к убыткам, то надо разобрать методы выхода из проекта с минимальными убытками).

  1. Финансовый менеджмент как объект управления.

Финансовый менеджмент как объект управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов. Организация совокупности условий осуществления денежного оборота и кругооборота стоимости.

Организация этого управления возникает, когда определена цель.

Управление основывается на целях.

Главная цель финансового менеджмента - это обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

Другие частные цели:

(1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов.

(2). Обеспечение наиболее эффективного их использования.

(3). Оптимизация денежного оборота.

(4). Обеспечение максимизации прибыли.

(5). Минимизация уровня финансового риска.

(6). Обеспечение приемлемых темпов роста.

Управление финансовыми потоками на предприятии основано на определенных концепциях (принципах) управления:

(1). Концепция цены капитала

Стоимость, которую нужно заплатить за привлечение того или иного источника. Отсюда определяют средне взвешенную цену капитала. Нужно определить откуда и по какой цене привлекать источники и решать в какие проекты вкладывать, чтоб получить доход. К примеру, если средневзвешенная стоимость капитала составляет 18%, то проект, дающий 10%, будет убыточным. Меняется структура капитала – меняется и средневзвешенная цена капитала.

(2). Концепция временной стоимости.

Одна и та же по номиналу сумма денег в разные периоды времени имеет разную цену. Так как проекты имеют продолжительный характер, то надо учитывать, что одна и та же сумма сегодня стоит дороже, чем завтра. Будущие денежные потоки надо привести к сегодняшнему дню. Это особенно актуально для инвестиционных проектов (долгосрочных).

(3). Концепция предварительного риска.

Деятельность предприятия осуществляется в условиях некой неопределенности из-за изменений конъюнктуры рынка и, значит, надо рассчитать величину риска проекта.

(4). Концепция альтернативных вложений.

В каждый момент объем финансовых ресурсов ограничен. И, следовательно, вкладывая средства в один проект, мы отказываемся от другого. Поэтому надо оценить оба проекта и решить, на что тратить деньги.

Рыночная экономика – экономика здравого смысла и требует просчитывать параметры.

  1. Финансовый менеджмент как субъект управления.

Мы говорим о финансовом менеджменте как об управляющей системе. А прежде как о том, чем управлять. Это специальная группа людей, которая по средствам различных приемов осуществляет управление движением финансовых ресурсов.

В соответствие с выбранными целями разрабатывается стратегия и тактика управления финансовыми потоками.

Стратегия – общее направление движения финансовыми ресурсами и способы их использования, позволяющие достигнуть поставленной цели.

Тактика – конкретные методы и приемы обеспечивающие достижение стратегических задач.

Структура финансовой службы определяется масштабами деятельности предприятия и организационной структурой.

Основные задачи финансовых менеджеров:

(1). Разработка финансовой программы развития предприятия (в том числе на какие финансовые показатели надо выйти).

(2). Привлечение финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях.

(3). Планирование движения финансовых ресурсов.

(4). Разработка финансовых нормативов (#нормативы по оборотным активам).

(5). Разработка кредитной политики предприятия (продажа в рассрочу, в товарный кредит).

(6). Разработка инвестиционной политики предприятия (решают какие инвестиционные программы принимать, оценивают их стоимость и сравнивают с отдачей финансовых проектов).

(7). Разработка валютной политики (решают в какой валюте рассчитываться, какие риски из-за колебаний курсов, какова эффективность сделок в валюте).

(8). Налоговое планирование (заключается в определение того, какие налоги надо платить, в каком объеме и в какие сроки; задача в том, чтоб к нужной дате на счете были денежные ресурсы, для оплаты налога.

- под этим и понимается налоговое планирование, т.е. какие суммы и откуда платить;

- оптимизация, т.е. уменьшение величины налога или его обход)

(9). Разработка учетной политики предприятия (многие положения финансовой политики имеют налоговые последствия; необходимо просчитать все эти налоговые последствия и разработать подходящую учетную политику; к примеру, ФИФО – увеличивает прибыль, ЛИФО – уменьшает прибыль; ENRON завышала прибыль и увеличивала рыночную стоимость акций.

(10). Управление финансовыми рисками (определение потенциальных рисков, определение последствий отрицательного исхода, разработка методов выхода из проекта или уменьшения убытков).

(11). Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (позволяет определить влияние факторов)

(12). Контроль за кругооборотом стоимости и контроль за центрами ответственности (составляются сметы расходов на центры ответственности и контролируют фактические показатели, сравнивая их с плановыми).

(13). Составление финансовой отчетности.

Тема 2: Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Вопросы:

  1. Основные пользователи финансовой информации, основные источники финансовой информации.
  2. Основные принципы построения финансовой информации.
  3. Формы финансовой отчетности и их содержание..
  1. Основные пользователи финансовой информации, основные источники финансовой информации.

Для принятия решений необходимо иметь информацию о показателях характеризующих организацию.

Соответственно для различных пользователей требуется разная информация.

Пользователи финансовой информации делятся на:

(1). Внутренних пользователей. (Менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. Собственников иногда относя в эту группу – так сложилось исторически, а иногда, когда их много – к внешним).

(2 ). Внешние пользователи. (Кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.)

У каждого пользователя свой круг интересов и, значит, его интересуют только те показатели, которые для него актуальны. Здесь появляется проблема с открытостью информации, которая тянется от прежних времен с их формой хозяйствования.

В условиях рынка требуется достоверная информация и остро встает вопрос качества информации. Вся финансовая информация, за исключением некоторых ее аспектов, должна быть публичной.

Финансовая информация делится на:

(1). Внешнюю (та, что поступает со стороны в виде макроэкономических показателей, к примеру, уровень инфляции, процентная ставка, система нормативной информации и разъяснения к ней….)

(2). Внутреннюю (данные бухгалтерского учета и отчетности, данные управленческого, финансовый план и пр. – они показывают себестоимость продукции, рентабельность и пр.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: