Приложения. Имидж профессии - эмоционально окрашенный стереотип восприятия профессии массовым, обыденным сознанием

Приложение 1.

ГЛОССАРИЙ

Имидж профессии - эмоционально окрашенный стереотип восприятия профессии массовым, обыденным сознанием.

Карьера – успешное продвижениеработника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности и др.

Квалификационная характеристика – государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста.

Квалификация – уровень подготовленности работника к профессиональной деятельности, степень и вид его профессиональной обученности, наличие у него знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для выполнения им определенной работы.

Компетнтность (от лат. Сompetens – соответствующий, способный) – глубокое знание сущности выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующего объема знаний и умений актуализировать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

Оптация (от лат. Оptatio – желание, выбор) – принятие принципиального решения о выборе пути профессионального развития.

Престиж профессии – общественная оценка профессии, оказывающая огромное влияние на работающего и претендента на вакантную должность.

Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Профессиография – описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.

Профессиология – наука, объектом которой являются различные профессии, изучаемые методами социологии, психологии, физиологии, гигиены, медицины, педагогики; предметом – их взаимодействие с работниками и коллективами; задачами – их рационализация и проектирование с целью улучшения трудовой экспертизы, профессиональной подготовки, оздоровления условий и режима труда, повышения его производительности и удовлетворенности им.

Профессиональная адаптация – процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии.

Профессиональная деятельность – это социально значимая деятельность, выполнение которой требует наличия специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности.

Профессиональная идентичность – профессиональный Я – образ, включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного Я, сознание своей тождественности с профессиональным образом Я.

Профессиональная мобильность – способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие в новых условиях знания и умения, обеспечивающие успешность новой для данной личности профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация - система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков приемлемой производительности труда; в понятие профессиональной пригодности входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная проба – это профиспытание и профпроверка, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная проба способствует сознательному, обоснованному выбору профессии оптантом, выступающим в качестве субъекта профессионального выбора. Ее цель – актуализация процесса самоопределения личности через специально организованную, профессионально направленную учебно-трудовую, познавательную деятельность.

Профессиональная характеристика – описательная модель профессии, определяющая ее место в экономике государства, содержание трудовой деятельности, требования к содержанию профессионального образования и личности обучающихся.

Профессионально важные качества – свойства личности, обеспечивающие успешность профессионального обучения и профессионального труда, ослабление которых приводит к стойким ошибочным действиям.

Профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, в преодолении кризисов профессионального становления.

Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение личности к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.

Профессиональный выбор – решение, затрагивающее ближайшую профессиональную перспективу, конкретный жизненный план с учетом или без учета отдаленных последствий принятого решения.

Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и к успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В профессиональном отборе выделяются четыре компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Профессиональный план – заключительный этап профессионального самоопределения школьников, включающий в себя осознанный выбор профессии и путей ее получения.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа – институциональная форма реализации профильного обучения.

Психограмма – часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологические свойства, психологические качества и способности, обеспечивающие успешное овладение данной профессией.

Специальность - конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии.

Приложение 2.

АНКЕТА

1.Какие факторы оказали влияние на выбор Вами области будущей профессиональной деятельности?

1) Будущая профессия, которую Вы уже окончательно выбрали для себя

2) Желание учиться в данном профессиональном учебном заведении

3) Профессии родителей

4) Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

5) Собственный практический опыт профессиональной работы

6) Примеры и опыт друзей, знакомых

7) Советы родителей или других родственников

8) Рекомендации педагогов

9) Другое__________________________________________________

2.Какие факторы Вы считаете наиболее важными при выборе Вами профессии?

1) Соответствующий Вашим особенностям характер работы

2) Благоприятные условия работы

3) Возможность постоянного повышения квалификации

4) Возможность профессионального роста, успешной карьеры

5) Востребованность на рынке труда

6) Достаточная престижность профессии

7) Достойный уровень оплаты труда

8) Ничего, просто нравится такая профессия

Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: