Публицистический стиль речи

Публицистический стиль реализуется в текстах средств массовой информации (телевидение, радио, массовые газеты и журналы), в рассчитанных на широкую аудиторию публичных выступлениях, которые могут быть посвящены разнообразной тематике – политической, экономической, культурной, морально-нравственной и пр. Таким образом, публицистический стиль обслуживает прежде всего общественно-политическую и культурную сферы массового общения. Он используется для освещения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для формирования общественного мнения. В публицистической речи, наряду с информативной целью общения, часто бывает представлена побудительная (воздействующая) цель: автор текста намерен не только информировать читателей или слушателей о чем-либо, но и повлиять на них, на отношение к обсуждаемой проблеме, на мировоззрение.

Для данного стиля обе формы речи – устная и письменная – являются в равной степени актуальными. Он занимает промежуточное положение между разговорно-обиходным стилем (разговорной речью) и книжными (научным, официально-деловым, художественным) стилями, включая в себя компоненты этих четырех вариантов языка. К письменным жанрам публицистического стиля относятся газетная статья, короткая заметка, очерк, фельетон, рецензия (на фильм, спектакль, книгу и пр.). Устные монологи в публицистическом стиле – это, например, парламентская речь, презентационная речь, предвыборная агитационная речь и пр.; в числе диалогических жанров находятся дебаты (парламентские, теледебаты), ток-шоу. Такие жанры, как репортаж и интервью могут реализовываться и в устной, и в письменной форме.

Публицистическая речь характеризуется рядом стилевых черт:

понятность текста для массовой аудитории, достигающаяся за счет преобладания общеупотребительной лексики, отказа от узкоспециальной терминологии;

актуальность текста: публицистический текст привязан к конкретной ситуации, значимой на сегодняшний день проблеме и быстро устаревает; с данной чертой связано использование в публицистических текстах новой заимствованной лексики;

объективность изложения информации, которая проявляется в широком включении в текст реальных имен, названий, цифр, цитат, высказываний конкретных людей, ссылок на документы и другие авторитетные источники;

– стремление автора к выражению личного отношения к предмету речи, к тому, чтобы продемонстрировать свою точку зрения и убедить аудиторию в ее правильности; это достигается за счет активного употребления оценочной лексики, за счет ведения речи от 1 лица единственного числа (с местоимением я);

призывность, агитационность, воздействующая направленность текста, которая может проявляться в использовании фраз-обращений к публике, глаголов в повелительном наклонении;

выразительность, эмоциональность изложения, достигающаяся за счет разнообразных средств (сниженная разговорная и жаргонная лексика, художественные средства выразительности; фразеология; прецедентные тексты; неологизмы и пр.);

консервативность, стандартизованность, проявляющаяся в использовании газетно-публицистических штампов, привлечении клише-канцеляризмов;

незначительная грамматическая усложненность текста, доступность его для быстрого восприятия, что выражается в преобладании несложных грамматических структур, незначительной длине предложений, незначительной их осложненности; кроме того, письменные тексты часто сопровождаются фотоматериалами, иллюстрациями, оформляются с использованием различных приемов (текст в рамке, различные шрифты и пр.), что привлекает внимание читателя и облегчает восприятие текста;

лаконичность, сжатость изложения, связанная с требованиями пространственного и временного регламента; проявляется в том, что тексты обычно невелики по объему, в них нередко используются сокращенные обозначения и аббревиатуры.

В соответствии с перечисленными стилевыми чертами публицистический текст обладает рядом языковых особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: