Схема работы
1. Артикуляционные упражнения (см. звук «Р» отсутствует).
2. Развитие фонематического слуха.__
Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу
в артикуляции на примере моделей.
Круг в данных моделях означает, что губы разомкнуты,
нейтральны. Кончик языка при произнесении звуков «Р» и «Л»
находится у верхних резцов, но при произнесении звука «Р»
кончик языка вибрирует: сильная воздушная струя проходит
по середине языка, а боковые края языка прижаты к коренным
зубам — на модели волна. При произнесении звука «Л» воздушная
струя проходит по бокам языка — на модели фигура,
напоминающая букву «Л».
Проводим игры с моделями по различению этих звуков.
3. Постановка.
Постановка основана на различии в артикуляционном укладе
звуков. Чтобы поднять боковые края языка при данной
замене лучше воспользоваться зондом-вилкой. Прижимая
зондом боковые края языка к коренным зубам, мы направляем
воздушную струю посередине языка, просим при этом
произнести многократно звуки «д-д-д», «т-т-т» или сочетание
звуков «дж», «дн», «др», «тр», «дыр», «жир». Совершая зондом
частые горизонтальные движения под языком, приводим
в колебание кончик языка. Многократные повторения приводят
к постановке звука «Р».