Задания | Содержание задания | Характер нарушения |
Исследование функций словоизменения | ||
1. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе: а) Я буду называть цвет предмета, а ты ответь, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке б) Опиши предмет | Красное, красная, красный, красные Яблоко, мяч, стол | |
2. Согласование существительного с прилагательным в родительном падеже | Каких листьев много в лесу? | |
3. Согласование существительного с прилагательным в винительном падеже | Вижу что? Кого? Кого ты видел в зоопарке? | |
4. Согласование существительных с числительными | Сколько палочек, цыплят? Посчитай: одна палочка, две палочки… | |
5. Согласование существительных, прилагательных, числительных | Сколько красных палочек? | |
6. Составить предложение по одному определяемому слову | Лес; санки; игрушка | |
7. Составить предложение по трём определяемым словам | Алёша, машина, катать. Мама, платье, шить. Лимон, тётя, купить. | |
8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчинённом предложении | Петя вышел во двор, когда… Мама пошла в магазин, когда… Папа читал газету после того, как… | |
9. Отыскивание и исправление грамматических ошибок посредством реконструкции предложений | Он ушла на реку. Мама сидел за столом. Папа включила телевизор. | |
10. Употребление предложных конструкций | Положи на …, под … Ребята прячутся за … Девочки идут в …, из… | |
Исследование функции словообразования | ||
1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов | Ковёр-коврик, кукла-…, Лена - …, юбка-…, ёлка-…, Саша-…, заяц-…, шкаф - … | |
2. Образование относительных прилагательных от существительных | Стол сделан из дерева. Он какой? Стакан сделан из стекла. Он какой? Чемодан сделан из кожи. Он какой? Сок из моркови. Он какой? Варенье из малины. Оно какое? | |
3. Образование притяжательных прилагательных от существительных | Чей хвост? Чьё ухо? Чья морда? |
При анализе результатов обследования внимание обращается на сформированность грамматических навыков и на чутьё детей к нормам семантико-грамматических сочетаний. О наличии такого чутья судят по автоматизированности выбора грамматических конструкций для решения коммуникативных задач, а также по отсутствию длинных пауз и нерешительности при выполнении задания.