Т.З. Васильченко
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Рекомендовано Научно-методическим советом университета
Издательство
Белгородского университета
кооперации, экономики и права
ББК В | Рекомендовано к изданию кафедрой социальной работы и психологии Протокол №3 от 27.10.2011 г. |
Автор
Васильченко Татьяна Зиновеевна, старший преподаватель кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права
Рецензент
Верховод Федор Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии Белгородского университета кооперации, экономики и права
Васильченко Т.З.
ВПсихология и педагогика: Учебное пособие. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2011. – 140 с.
Пособие содержит лекционный материал, освещающий знания о психологии человека, механизмах и закономерностях памяти, внимания, мышления, о психологических факторах и особенностях поведения, общения и деятельности личности, о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в России, об основах и особенностях обучения в школе и вузе.
Структура пособия отражает особенности формирования эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и способствует приобщению студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего профессионала.
Издание предназначено для студентов всех направлений и специальностей подготовки дистанционной формы обучения, изучающих курс «Психология и педагогика».
ББК
© Издательство БУКЭП, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………... | |
Раздел 1. Психология………………………………………... | |
Тема 1.1. Предмет и методы психологии………………. | |
Тема 1.2. Психика и организм ………………………….. | |
Тема 1.3. Сознание человека …………………………… | |
Тема 1.4. Познавательные процессы …………………... | |
Тема 1.5. Психические свойства………………………. | |
Тема 1.6. Психология личности………………………… | |
Тема 1.7. Межличностные отношения | |
Раздел 2. Педагогика………………………………………… | |
Тема 2.1. Основные категории педагогики……………. | |
Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность | |
Тема 2.3. Образовательная система России………….. | |
Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие. | |
Тема 2.5. Организация учебной деятельности……….. | |
Тема 2.6. Управление педагогическим процессом …… | |
Тема 2.7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности……………………………………………………… | |
Приложения………………………………………………… | |
Примерные вопросы для подготовки к зачету ……………. | |
Список литературы………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
«Психология и педагогика» представляет собой одну из базовых общеобразовательных дисциплин, призванную углубить знания студентов в области психологических, социальных и управленческих процессов, способствующих повышению профессионального уровня бакалавра.
Целью изучения дисциплины «Психология и педагогика» является освоение студентами знаний о сущности психологических и педагогических процессов, получение навыков изучения методов управления личностью и межличностными отношениями, воздействие на характер и условия психологической и воспитательной деятельности, необходимых для профессиональной подготовки бакалавров, удовлетворяющих потребностям кадрового регионального рынка.
Освоение дисциплины «Психология и педагогика» способствует повышению психолого-педагогической культуры, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности.
Главной задачей представленного учебного пособия является рассмотрение психологии и педагогики в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки бакалавров и специалистов.
Структура учебного пособия включает раздел по психологии и педагогике, приложения в которых содержатся тесты по каждому из разделов дисциплины «Психология и педагогика», примерные вопросы для подготовки к зачету, список литературы.
В разделе по психологии излагаются основные сведения из области психологии. Особое внимание обращено на определения основных понятий психологии. Рассмотрены основные психические свойства, психические процессы и психические состояния личности человека.
Раздел по педагогике включает совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания. Знание основ педагогики, изложенных в данном учебном пособии, позволяет преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия не только на других людей, но и на самого себя в воспитательных целях и иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.
Учебное пособие призвано удовлетворить интерес студентов к психологии человека, механизмам и закономерностям памяти, внимания, мышления, к психологическим детерминантам и особенностям поведения, общения и деятельности личности, к путям и способам воспитания человека, к видам и типам получения образования, к основам и особенностям обучения.
Все это позволит будущим специалистам и бакалаврам, сформировать современное социально-экономическое мышление, овладеть приемами эффективного общения и практическими навыками установления и поддержания деловых контактов, с помощью передовых психологических методов достойно выходить из кризисных и экстремальных ситуаций.