Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и понимание другого человека.
В социальной психологии выделяют три вида межличностного общения:
1. Императиное общение – авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Этот вид общения эффективен в таких сферах как военно-уставные отношения, экстремальных условиях, работе при чрезвычайных ситуациях. Применительно к сфере общественного питания такое общение может использоваться в отношениях «начальник- подчиненный», при выполнении срочного заказа и т.п.
2. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Сферой такого общения является бизнес и деловые отношения.
|
|
3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению.
Существует несколько функций общения:
- инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;
- интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.;
- функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный психологический потенциал;
- трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.;
- функция социального контроля – для регламентации проведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия;
- функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета;
- экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.
К определению функций общения можно подойти по-разному. Существует и другая классификация функций общения, согласно которой выделяют:
1) коммуникативную функцию - обмен информацией;
2) интерактивную функцию - взаимодействие;
|
|
3) перцептивнаую функцию - восприятие.
В некоторых учебных изданиях данные функции рассматриваются как основные стороны общения.
Выделяют основные инструменты общения - речь, информационные и выразительные средства. Конечно, общение
осуществляется в основном с помощью речи. Речь является основным инструментом, но общение обычно дополняется, иногда, подменяется условными сигналами, телодвижениями.
Невербальные средства общения нужны для того, что бы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые слова; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Каждым человек обладает внутренним миром, который в определенной степени скрыт от окружающих. Но даже самые замкнутые люди не способны жить изолированно. Человек не может нормально развиваться без контактов с другими людьми. Без взаимодействия нет взаимопонимания, необходимого людям для совместной деятельности. Чем бы, не занимался человек, он не может обойтись без связи с другими людьми. В деятельности каждого человека происходит обмен информацией между людьми, передачи друг другу эмоциональных состояний, оказание разного рода воздействия и влияний друг на друга. Все это осуществляется в группах.
Группа – это два или более человек, которые постоянно работают вместе для достижения общих целей.[6]
Малая группа – небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, студенческая группа, спортивная команда и т.д.)
Вопрос о количественной характеристике малой группы вызывает споры. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что малой считается группа от 2-3 до 20-30 чел. Если же речь идет о школьном классе или студенческой группе, то допускается нижний предел до 40 человек.
Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями:
- позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;
- статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.
- внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;
- роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).
От того, как распределяются роли, и каковы статусы отдельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само существование группы как таковой.
Существуют разные критерии классификации групп (табл.1).
Таблица 1