Тема 1.7. Межличностные отношения

Общение - процесс установления и разви­тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в себя обмен ин­формацией, выработку единой стратегии и понимание другого человека.

В социальной психологии выделяют три вида межличностного общения:

1. Императиное общение – авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Этот вид общения эффективен в таких сферах как военно-уставные отношения, экстремальных условиях, работе при чрезвычайных ситуациях. Применительно к сфере общественного питания такое общение может использоваться в отношениях «начальник- подчиненный», при выполнении срочного заказа и т.п.

2. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Сферой такого общения является бизнес и деловые отношения.

3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению.

Существует несколько функций общения:

- инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения;

- интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.;

- функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный психологический потенциал;

- трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.;

- функция социального контроля – для регламентации проведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия;

- функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета;

- экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

К определению функций общения можно подойти по-разному. Существует и другая классификация функций общения, согласно которой выделяют:

1) коммуникативную функцию - обмен информацией;

2) интерактивную функцию - взаимодействие;

3) перцептивнаую функцию - восприятие.

В некоторых учебных изданиях данные функции рассматриваются как основные стороны общения.

Выделяют основные инструменты общения - речь, ин­формационные и выразительные средства. Конечно, общение
осуществляется в основном с помощью речи. Речь яв­ляется основным инструментом, но общение обычно дополня­ется, иногда, подменяется условными сигналами, телодвиже­ниями.

Невербальные средства общения нужны для того, что бы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые слова; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Каждым человек обладает внутренним миром, который в определенной степени скрыт от окружающих. Но даже самые замкнутые люди не способны жить изолированно. Человек не может нормально развиваться без контактов с другими людь­ми. Без взаимодействия нет взаимопонимания, необходимого людям для совместной деятельности. Чем бы, не занимался человек, он не может обойтись без связи с другими людьми. В деятельности каждого человека происходит обмен информа­цией между людьми, передачи друг другу эмоциональных со­стояний, оказание разного рода воздействия и влияний друг на друга. Все это осуществляется в группах.

Группа – это два или более человек, которые постоянно работают вместе для достижения общих целей.[6]

Малая группа – небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, студенческая группа, спортивная команда и т.д.)

Вопрос о количественной характеристике малой группы вызывает споры. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что малой считается группа от 2-3 до 20-30 чел. Если же речь идет о школьном классе или студенческой группе, то допускается нижний предел до 40 человек.

Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями:

- позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;

- статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.

- внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;

- роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

От того, как распределяются роли, и каковы статусы от­дельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само суще­ствование группы как таковой.

Существуют разные критерии классификации групп (табл.1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: