Теоретические и методологические основы государственного управления
Понятие, природа и сущность управления и государственного управления
В современном толковании управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.п. [11, стр.28]
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.
|
|
Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении, как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек, а управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека и общества [11,стр.29-32]:
- В философской литературе (В.Г.Афанасьев, Н.А.Бердяев, Б.Рассел, К.Поппер и др.) управление анализируется с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Оно признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления. Положения и выводы философской мысли создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования управления, способствуют ориентации творческих поисков.
- Важные аспекты управления раскрыты социологической мыслью (К.Маркс, М.Вебер, Т. Веблен, П.Сорокин и др.), которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состоянием управления и уровнем упорядоченности общественных процессов. Здесь и двойственный характер управления (ведение общественных дел и классовая функция; и концепция «идеальной» управленческой бюрократии – общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизированным регулированием в машинно-технологических системах, что привело к технократическим подходам к управлению и их модифицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров.
|
|
Возникло научное течение «социология управления», в рамках которого управление рассматривается в качестве сложного механизма взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов (А. Маслоу, Д. Макгрегер и др.).
- Очень большое значение для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономические исследования. Именно усилиями экономистов был заложен менеджмент – теория управления бизнесом, предпринимательством, производством, услугами. Синтез экономических и технологических знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф.Тейлором, А. Файолем и др., постепенно привел к становлению той системы знаний, которую называют теорией управления.
Опыт 20 века доказал, что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности, обусловленная специализацией и кооперацией труда, производства и обслуживания.
При анализе экономических аспектов управления особое внимание уделяется вопросам функционирования и развития производительных сил, их взаимосвязям и взаимодействиям с производственными отношениями, росту производительности труда, методам управления в свободной рыночной экономике, государственному программированию экономической жизни.
- Акцент на психологических аспектах управления, инициированный идеями психоанализа (З. Фрейд), позволил приступить к познанию управления как очень сложного и актуального механизма психологического взаимодействия людей. Были вскрыты источники и формы индивидуальной, коллективной и общей доминирующей воли, обоснованы структуры и процедуры согласования интересов и жизненных ориентаций (компромисс, консенсус, конфликт т д.), сформировались различные по исходным посылкам концепции (доктрины) человеческих отношений. Началась разработка психологических теорий решений (Ю. Козелецкий).
- Управление как явление культуры довольно часто характеризуется с этической, эстетической (художественной) и педагогической точек зрения. В управлении, вне сомнения, реализуются нравственные качества людей, и само оно может анализироваться и оцениваться в нравственных (моральных) категориях. Внедряется в жизнь этика управления (Д. Карнеги).
- Плодотворные рассуждения по проблемам управления преподносят художественная литература, театр, кино. Даже живопись и архитектура, раскрывающие возможности управления в формировании характеров людей, выработке определенных стереотипов поведения, утверждении и проявлении ценностных ориентиров жизни (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.А.Шолохов и др.).
- Управление обычно связано с властью, исходит из нее, опирается на власть, вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Следовательно, в нем явственно обнаруживаются политические аспекты, характеризующие возможности управления в распределении ценностей и упорядочении общественных процессов.
- Управление самым тесным образом взаимодействует с правом, использует силу права, осуществляется в установленных правовых процедурах. Правовые аспекты управления принципиальны для практики управления, поскольку их незнание (или игнорирование) часто превращает управленческие решения и действия в ничтожные.
- В управлении осуществляются разнообразные виды человеческого труда, используются соответствующие орудия и средства труда, поэтому в его характеристике важное значение принадлежит праксеологическим аспектам (Т. Котарбинский).
|
|
В научной литературе управление подразделяется на виды по различным признакам [11, стр.33-35]:
1. в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности:
· управление обществом в целом;
· экономическое управление;
· социальное управление;
· политическое управление;
· духовно-идеологическое управление;
2. в зависимости от структуры общественных отношений:
· управление экономическим развитием общества;
· управление политическим развитием общества;
· управление социальным развитием общества;
· управление духовным развитием общества.
3. в зависимости от объектов управления:
· экономическое (хозяйственное) управление;
· социально-политическое управление;
· управление духовной жизнью;
4. в зависимости от характера и объема охватываемых управлением общественных явлений :
· управление обществом;
· управление государством;
· управление отраслями и сферами народного хозяйства;
· управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами;
5. в зависимости от субъектов управления:
· государственное управление. Субъектом управления в данном случае является государство. В основе управления находятся целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие всего социума в историческом масштабе времени;
· местное самоуправление. Субъектом управления выступают жители поселений и административных территорий, а целью служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей;
· менеджмент как управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца). Собственность может быть частной, долевой, акционерной, кооперативной, коллективной, государственной и пр., а управлять ею по поручению собственника могут менеджеры – наемные управленцы. Целеполагание в управлении собственностью объективно состоит в приросте собственности, т.е. в получении дохода, прибыли, ренты.
· общественное управление, субъектом которого являются институализированные (юридически оформленные через законы, уставы) общественные объединения. В гражданском обществе таких субъектов достаточно много, и они управляют как внутри своих собственных структуру, так и вне их.
|
|
· групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступают группы людей, которые свободно (по собственному усмотрению) и в то же время с учетом интересов других и норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.
· целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит себе в жизни созидательные, гуманные цели и для их достижения отдает свои знания, силы, время. Это является основанием для всех других видов управления.
Следует отметить, что все виды управления имеют следующие признаки:
· подлежат конституционному и иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную взаимосвязь государственного управления с другими видами управления;
· взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют друг друга;
· в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.
Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что объясняется следующими только ему присущими свойствами [11, стр.37-39]:
1. определяющее влияние государства на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий. Благодаря этому влиянию создается механизм управления, вовлекающий все население, образующее государство. Это в свою очередь ведет к формированию власти, сосредоточивающей в себе многогранные ресурсы. Государство отличается от иных общественных структур тем, что в нем заключена и им реализуется в обществе по отношению к людям государственная власть. Власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин — материальных, социальных, интеллектуальных, информационных и др. добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли руководителей, а также целевых, ценностных нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь. Государственная власть имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающими и средствами принуждения. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
2. распространенность на все общество, даже за его пределами, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Государство посредством законодательства устанавливает основные, общие, типовые правила (нормы) поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. Глубина, характер и содержание влияния государства на общество будут постоянно изменяться, отражая и воспроизводя в себе состояние общества.
3. системность государственного управления. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые, интеллектуальные и информационные ресурсы. Оно состоит из массы управленческих решений и организованных действий, которые должны реализовываться четко и последовательно. Системность обеспечивает необходимую согласованность, координацию, субординацию, рациональность и эффективность государственного управления. В качестве системы государственное управление реализует пять функций [25, стр.18]:
· институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;
· регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны устанавливать общие правила, регулирующие поведение субъектов,
· целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ;
· функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей;
· идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Государственное управление – это категория социальная, социально-политическая, политико-правовая. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни населения. Трактовки понятия государственное управление представлены в таблице 1.
Таблица 1