В методике нет правильного и неправильного выбора. Важно лишь то, чтобы испытуемый установил содержательную связь. Испытуемые со сниженным интеллектуальным уровнем затрудняются в установке сложных опосредованных связей. Слабоумие проявляется в недоступности процесса опосредования: когда ему в конце опыта показывают карточку, он не может вспомнить слово, называет саму карточку.
Парные заучивания
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух парных рядов слов.
Материал и оборудование: 2 парных ряда слов, в первом из которых слова связаны по смыслу, во втором ряду связи отсутствуют, секундомер.
1 ряд: 2 ряд:
курица – яйцо спичка – кровать
ножницы – резать жук – кресло
кукла – играть синица – сестра
груша – компот рыба – пожар
книга – читать шляпа – пчела
корова – молоко ботинки – самовар
ученик – школа лейка – трамвай
паровоз – ехать компас – клей
ручка – писать мухомор – диван
лед – коньки небо – рак
щетка – зубы дерево – овца
|
|
снег – зима гребенка – ветер
лошадь – сани бусы – земля
бабочка – муха график – туман
Процедура исследования: испытуемому дается установка на запоминание. Психолог зачитывает пары слов первого ряда. Интервал между парами – 5 секунд. После десятисекундного перерыва психолог читает первые (левые слова) с интервалом 10-15 секунд, за это время испытуемый вспоминает и записывает недостающее слово данной пары. Аналогичная процедура проводится с парами слов второго ряда.
Обработка и анализ результатов
По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочно воспроизведенных. Результаты занести в таблицу:
Объем логической памяти | Объем механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда (а1) | Количество запомнившихся слов (b1) | Коэффициент логической памяти С1 = b1/а1 | Количество слов второго ряда (а2) | Количество запомнившихся слов (b2) | Коэффициент механической памяти С2 = b2/а2 |
В итоге сопоставляются коэффициенты логической и механической памяти.