Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) -- это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

v наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

v расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

v завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

v использование автоматического устройства;

v индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

v избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

v предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;

v учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий -- разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.

Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ постоянно публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс», «Потребитель: компьютеры и программы»). Список оцениваемых образовательных ресурсов представлен также в Интернете здесь. Приведем примеры наиболее популярных программ и их разработчиков:

Ресурсы Издатели/разработчики
1С: Репетитор. Физика
1С: Репетитор. Химия
1С:Репетитор. Русский язык
1С;Репетитор. Тесты по пунктуации
English Gold 2000 Мультимедиа Технологии и ДО
English Reading Club Новый диск
Oxford Platinum Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Internet Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Office 2000 Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro PowerPoint 2000 Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Windows 2000 Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Word 2000 Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Математика Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Решебник по математике Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Решебник по физике Мультимедиа Технологии и ДО
TeachPro Решебник по химии Мультимедиа Технологии и ДО
А. С. Пушкин. В зеркале двух столетии Алгебра. Электронный учебник РМЦ КУДИЦ/Кордис-Медиа
Английский для общения Английский язык. Быстрый старт Диск-Т NMG МедиаХауз
Библиотека школьника Протеке
Биология человека Весь мир на ладони Квадрат+ РМЦ
География. 8 класс Грамотей. Школьный комплект Живая геометрия ЭРИКОС ИНТ
Интеллект-тренажер История Древнего мира. Загадки Сфинкса АДП.Ком МедиаХауз Кордис-Медиа МЦФ
История России. 1917 -- 1935 гг. История России: XX век. Как решить проблему КлиоСофт Новый Диск F-BIT
Конструктивная геометрия МедиаХауз
Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов. МедиаХауз Кирилл и Мефодий Formoza
Москвоведение Начальный курс географии. 6 класс Наш дом -- Земля. География. Кордис-Медиа РМЦ РМЦ
От Кремля до рейхстага От плуга до лазера Новый Диск
Практический курс. Internet Explorer 5.0 Кирилл и Мефодий
Профессор Хиггинс. Версия 3.0 ИстраСофт
Психологический практикум КУДИЦ
Пушкин. Сочинения F-BIT
Репетитор диктант Репетитор Мультимедиа
Россия на рубеже третьего тысячелетия РМЦ
Русская литература XIX века F-BIT
Самоучитель Microsoft Windows 98 Новый Диск
Самоучитель Microsoft Word 2000 Новый Диск
Система скорочтения Зеленый остров
Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений МЦФ
Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений МЦФ

В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

v прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);

v инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

v использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

v заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: