Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИИ
Понятие о государственном управлении финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности. Феномен управления связан с взаимодействием управляющей и управляемой систем, или субъекта и объекта. Вне взаимодействия этих систем управление возникнуть не может. Процесс управления заключается в том, что субъект контролирует объект и своими воздействиями побуждает его изменять параметры для достижения определенных результатов. В свою очередь, есть и обратное воздействие субъекта управления на объект.
Управление финансами и финансовая политика страны находятся в тесной взаимосвязи. Если финансовая политика определяет цель и задачи, то управление – направлено на детализацию и воплощение в жизнь поставленных целей. Для того, чтобы цель могла быть достигнута, необходимо определенное воздействие на экономические и финансовые процессы, невозможные без волевого решения органов государственной власти и местного самоуправления, а также руководства компании, если управление финансами осуществляется на микроуровне. В результате субъект управления получает возможность через систему определенных методов воздействия выстраивать финансовые отношения таким образом, чтобы решить конкретную задачу, определенную финансовой политикой.
|
|
Таким образом:
Управление финансами – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект финансовыми методами для достижения значимых экономических или социальных результатов.
Объект управления финансами — это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организаций. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и др.
Субъект управления – это совокупность финансовых институтов (учреждений). Каждой подсистеме финансов, или объекту управления, соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения.
Государственное управление экономикой осуществляется специализированными государственными органами, реализующими в своей деятельности государственные интересы и действующими от имени государства, являясь всегда формой властной деятельности.
Цель проведения финансовой политики, а, следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
|
|
К конкретным методам и формам проведения финансовой политики относятся финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действенной финансовой политики в России осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
· планирование;
· оперативное управление;
· контроль.
Планирование – именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.