Препятствия и риски создания ГЧП в России

1. Отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом в инновационной сфере является существенным препятствием, требует тщательного изучения опыта зарубежных стран по практической реализации тех или иных моделей ГЧП, а также выработки подходов к решению этой проблемы.

2. Самымглавным сдерживающим фактором является несовершенство российского законодательства. Анализ показывает, что действующий Налоговый кодекс РФ является показательным примером фрагментарного и не системного решения вопросов, связанных с предоставлением соответствующих льгот научно-производственным и инновационным организациям и стимулированием потребителей наукоемкой продукции (Предложения мер налогового стимулирования представлены в Стратегии)

Необходимо отметить полное отсутствие специальных налоговых льгот для организаций, вовлеченных в инновационную деятельность и реализующих объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем, в силу выше названных причин различные налоговые инициативы не находят своей поддержки от ряда федеральных органов исполнительной власти (в частности Минфина РФ, для которого в соответствии с бюджетным законодательством не существует понятия «инновационная деятельность»), или не используются промышленными предприятиями (например, возможность поощрения изобретателей путем дополнительных выплат за счет авторского вознаграждения) и научными организациями (невозможность коммерциализации разработок, полученных за счет грантов, из-за отсутствия инновационных инфраструктур).

2.1. Отсутствие в ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2006 г.), реальных сроков проведения экспертизы поданных заявок на НИОКР составляющих хотя бы 90 дней и возможности объявления групповых победителей.

Действующий закон о государственных закупках не учитывает специфику государственно-частного партнерства в инновационной сфере и не содержит механизмов реализации проектов ГЧП. В частности, срок от момента вскрытия конвертов до объявления победителя – 20 дней не может обеспечить проведение качественной экспертизы заявок. В таких странах как США на проведение такой экспертизы отводится 2-3 месяца.

Более того, данный закон не позволяет выбрать победителем простое товарищество, которое не является юридическим лицом. Форма простого товарищества является наиболее приемлемой для участия бизнеса (объединения промышленных предприятий и инвесторов) в проектах ГЧП.

2.2. Узкая сфера применения ФЗ «О концессионных соглашениях» - классический тип ГЧП в развитых странах, однако указанный закон, принятый совсем недавно в июле 2005 г., необоснованно сузил свой предмет регулирования и охватывает только инфраструктурные проекты. В настоящее время данные вопросы не урегулированы. Передача прав на результаты НИОКР исполнителям не решит данных проблем.

2.3. Отсутствует Концепция поэтапного введения и использования моделей ГЧП в инновационной сфере. Данная концепция должна содержать направления развития ГЧП на основе анализа действующих моделей ГЧП, перспектив ввода новых моделей ГЧП. Эта концепция должна соответствовать положениям Основных направлений государственной политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утв. Председателем Правительства РФ 5 августа 2005 г.).

2.4. Отсутствует нормативно-правовой акт, предметом регулирования которого является обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения, созданных за счет средств федерального бюджета. Игнорирование данного вопроса приводит к невозможности реализации проектов ГЧП законным способом.

3. Ограничения, накладываемые международными обязательствами на Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию, в части разрешенных размеров субсидий и субвенций на научно-исследовательские работы, выполняемые на допредконкурентной стадии. Государственная поддержка разработок на конкурентной стадии рассматривается мировым сообществом как нарушение запрета на поддержку предпринимательской деятельности.

Анализ, проведенный исследователями, программ и проектов ГЧП в США, Европейском Союзе, Японии, Республике Корея показывает, что доля государственной поддержки не превышает 75% при финансировании фундаментальных исследований, 50% при поддержке прикладных исследований, 25 % при поддержке НИОКР, выполняемых в интересах малых предприятий и 10% при поддержке НИОКР, выполняемых крупными компаниями. Указанные цифры носят обобщенный характер. Авторы исследований не нашли каких-либо фундаментальных проработок этого вопроса в России, хотя были замечены неоднократные попытки обратить внимание на подробное изучение этого вопроса федеральными органами исполнительной власти. Проведенные авторами исследования беседы с иностранными специалистами в этой области дают основания полагать, что, по мнению иностранцев, это проблема России, иски о нарушении добросовестной конкуренции могут поступить от зарубежных компаний в тех случаях, когда они посчитают реальной для себя угрозу вытеснения их с рынка.

Приведенные примеры являются наиболее принципиальными препятствиями на пути развития ГЧП в России. При рассмотрении моделей ГЧП перечень законодательных препятствий может быть значительно расширен.

На "паях" с государством

С 15 марта 2006 года Федеральным Агентством по науке и инновациям объявлен конкурс на финансирование венчурных проектов. Претенденты на получение бюджетных денег должны будут привлечь в течение года на каждый государственный рубль 1,7 рублей частных инвестиций. Конкурс реализуется в рамках блока "Коммерциализация технологий" Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы. Основной целью реализации этого конкурса является концентрация ресурсов государства и предпринимательства для коммерциализации и распространения перспективных отечественных технологий. [2]

Бюджетное финансирование - около 8 млн. рублей в каждый проект - будет направлено на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. Причем объем средств, полученных в рамках Конкурса, не может превышать 37% от общей стоимости проекта. Средства на дальнейшую реализацию проекта и выведение продукта на рынок должны быть привлечены из внебюджетных источников, включая частных инвесторов, предоставляющих средства в акционерный капитал без залога с целью быстрого роста капитализации компании.

Проект компании-претендента, в который привлекаются средства, должен быть направлен на создание сравнимой с мировым уровнем научно-технической продукции, соответствующей Перечню приоритетных направлений реализации Программы.

Компания должна завершить в течение года полный инновационный цикл от опытно-конструкторских и технологических разработок до реализации наукоемкой продукции на рынке и обеспечить ускоренное развитие организации и доходность, привлекательную для венчурных инвесторов. В течение этого года необходимо будет провести аудит, юридически закрепить права на интеллектуальную собственность за компанией, разработать бизнес-план для привлечения венчурных инвесторов, обеспечивающих финансирование завершающих стадий проекта.

Реализация венчурных проектов в рамках ФЦНТП – еще один шаг развития инициативы Министерства образования и науки РФ в направлении государственно-частного партнерства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: