Приемы экспериментального анализа

Родоначальниками экспериментального метода в языкознании являются А. М. Пешковский и Л. В. Щерба. Сущность его заключается в следующем: «… экспериментируя, т. е. создавая разные примеры, ставя исследуемую форму в самые разнообразные условия и наблюдая получающиеся при этом “смыслы”, можно сделать несомненные выводы об этих “значениях” и даже об их относительной яркости» [29, с. 33].

Обзор приемов и описание методик экспериментального выявления и систематизирования значений слова содержится в монографии В. В. Левицкого и И. А. Стернина «Экспериментальные методы в семасиологии». Экспериментальные приемы анализа семантики дополняют традиционные методы.

Экспериментальные приемы подразделяются на две группы: а) приемы лингвистического интервьюирования и б) косвенные приемы, «когда информант отвечает на вопросы или выполняет задания, непосредственно не имеющие лингвистического характера». С помощью лингвистического интервьюирования устанавливается, в какой мере носитель языка владеет значениями слов. Ответы, полученные от информантов, обобщаются исследователем и сводятся в списки сем [12, с. 94].

Количественный анализ

При обобщении результатов исследования важно использовать количественные данные, сопровождающие поиск отдельных слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, предложно-падежных форм, синтаксических конструкций в Интернете. Интернет-ресурсы дают объективную картину функционирования языка, поскольку в количественных данных обнаруживается надежная выборка исходного материала. Всесторонний учет разнообразных пластов речевых фактов обеспечивает достоверность квантитативных коэффициентов. Одним из активных приемов количественного анализа является выявление индекса частотности языковых единиц в поисковых системах сетевых ресурсов.

Список использованной литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке: [учеб. пособие] / Николай Федорович Алефиренко. – М.: Флинта, Наука, 2005. – 416 с.

2. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Юрий Дереникович Апресян. – М.: Наука, 1966. – 230 с.

3. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: [учеб. пособие] / Ирина Владимировна Арнольд. – М.: Высшая школа, 1991. – 140 с.

4. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: [учеб. пособие для вузов] / Леонид Михайлович Васильев. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.

5. Глущенко В. А. Лінгвістичний метод як гетерогенний феномен / В. А. Глущенко // Методи лінгвістичних досліджень. – Слов’янськ, 2010. – С. 33–37.

6. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы: [учеб. пособие] / Анна Кузьминична Демидова. – М.: Рус. яз., 1991. – 201 с.

7. Дорошко М. В. Оформление научного аппарата учебных и научных работ: для студентов, аспирантов и преподавателей / М. В. Дорошко, Л. А. Чех [гл. ред. М. М. Калмыкова]. – Симферополь: ТНУ, 2010. – 104 с.

8. Зубов М. І. Методичні вказівки для студентів-філологів до написання наукового студентського твору з мови (курсова, випускна, дипломна, магістерська роботи) / Микола Іванович Зубов. – Одеса, 2007. – 36 с.

9. Иванова Л. П. Методы лингвистических исследований: [учеб. пособие] / Людмила Петровна Иванова. – К.: ИСДО, 1992. – 88 с.

10. Кронгауз М. А. Семантика / Максим Анисимович Кронгауз. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 352 с.

11. Левицкий В. В. Семасиология: [учеб. пособие] / В. В. Левицкий. – Винница: Нова книга, 2006. – 512 с.

12. Левицкий В. В. Экспериментальные методы в семасиологии: [монография] / В. В. Левицкий, Иосиф Абрамович Стернин. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. – 192 с.

13. Лингвистический энциклопедический словарь / [гл. ред. В. И. Ярцева]. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 885 с.

14. Манаков Н. А. Ваша первая научная работа: [метод. указания] / Николай Александрович Манаков, Галина Григорьевна Москальчук. – Оренбург: ОЦДНТТ, 2006. – 33 с.

15. Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания: [учеб. пособие] / Эсфирь Максимовна Медникова. – М.: Высшая школа, 1974. – 202 с.

16. Мучник Б. С. Основы стилистики и редактирования: [учеб. пособие] / Бениамин Семенович Мучник. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

17. Новиков Л. А. Семантика русского языка: [учеб. пособие] / Лев Алексеевич Новиков. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.

18. Общее языкознание: методы лингвистических исследований // Под ред. Бориса Александровича Серебренникова. – М.: Наука, 1973. – 318 с.

19. Пименова М. В. Методика концептуальных исследований / М. В. Пименова // Методи лінгвістичних досліджень. – Слов’янськ, 2010. – С. 158–163.

20. Реформатский А. А. Лексические мерисмы и семантическая редукция / Александр Александрович Реформатский // Проблемы структурной лингвистики. 1972. – М.: Наука, 1973. – С. 268–278.

21. Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации / Дитмар Эльяшевич Розенталь. – М.: Книга, 1984. – 272 с.

22. Селіванова О. О. Лінгвістична енциклопедія / Олена Олександрівна Селіванова. – Полтава: Довкілля-К, 2010. – 844 с.

23. Селіванова О. О. Сучасна лінгвістика: напрями та проблеми: [підручник] / Олена Олександрівна Селіванова. – Полтава: Довкілля-К, 2008. – 712 с.

24. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: [учеб. пособие] / под ред. Е. И. Дибровой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – Ч. I. – 208 с.

25. Солганик Г. Я. Стилистика текста: [учеб. пособие] / Григорий Яковлевич Солганик. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

26. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Юрий Сергеевич Степанов. – М.: Наука, 1975. – 311 с.

27. Степанов Ю. С. Основы языкознания: [учеб. пособие] / Юрий Сергеевич Степанов. – М.: Просвещение, 1966. – 272 с.

28. Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа: [учеб. пособие] / Замир Курбанович Тарланов. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. – 190 с.

29. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 24–39.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: