Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
Коллектив умножает силы каждого, и общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Воинский коллектив - это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.
|
|
Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.
Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, "притягивает" друг к другу складывается из следующих моментов:
- классовой принадлежности - самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;
- социальной определенности - социальная определенность, классовое самосознание - главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;
- общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;
- общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;
|
|
- совместной деятельности, имеющей общественное значение;
- наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.
Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.
Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.
В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.
Служебно - и общественно-политические отношения - основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.
Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.
В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.
- Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов
- Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.
- Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.
В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.
Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.
В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.
- Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.
- Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации - источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.
|
|
- Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.
Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.