На данном этапе необходимо выполнить следующее.
Располагая сведениями о типе судна, его регистровом классе, зная его главные размерения и другие характеристики, выбрать конструктивно-архитектурный тип судна, т.е. определить расположение машинного отделения (МО), надстроек, число палуб, их расположение, установить число поперечных и продольных переборок, их размещение, а также шпацию набора, выбрать размеры люков (для сухогрузных судов) и другие конструктивные элементы, характерные для данного типа судна.
Целесообразно на данном этапе определиться с выбором судна-аналога, своеобразного прототипа, которое отличалось бы по главным размерениям и характеристикам проектируемого судна не более чем на 5-8%. Это позволит в рамках учебного проектного подхода при отсутствии многих проектных материалов взять за основу описание (тип и характеристики СЭУ, систем, устройств, оборудование, конструктивно-архитектурные особенности) судна-аналога.
Проектно-техническая информация по суднам различных типов
Грузовые операции на транспортных судах (т/час):
Универсальные сухогрузы 100;
Груз в поддонах 350;
Груз в контейнерах 600 ¸1000;
Лихтеровозы 1500¸2500;
Накатные суда 1000¸4000;
Паромы 4000;
Международные контейнеры ИСО
20-футовые (IC) размеры (м): 2,44*2,44*6,1 масса (т): 12,9
40-футовые (IA) 2,44*2,44*12,20 30,5
Контейнеровместимость судна приводится обычно в ДФИ (футовом исчислении).
Таблица 1.1 - Контейнеровместимость и расположение контейнеров в трюме
ДФИ | Число ярусов в трюмном штабеле | Максимальное число контейнеров в поперечном ряду |
100¸450 400¸550 500¸700 700¸1200 1200¸1800 1800¸3000 | 3-4 6-7 |
Удельно-погрузочная кубатура груза, (м3/т)
Генеральный груз (тара: ящики, рулоны, кипы, мешки, бочки) 1,65¸2,2
Каменный уголь 1,20¸1,35
Пакетированный лес 2,9¸3,0
Руды 0,35¸0,90
Зерно 1,20¸2,0
Минеральные удобрения 0,90¸0,95
Сахар-сырец (насыпью) 1,1¸1,2
Плотность жидкого наливного груза (танкеры) (т/м3)
Бензин 0,70¸0,76
Керосин 0,77¸0,82
Дизельное топливо 0,80¸0,87
Мазут 0,93¸0,99
Сырая нефть 0,80¸0,90