В 8 классе изучается простое предложение: двусоставное (главные члены предл, составные сказуемые и второстепенные члены предложения), односоставные(главные член-сказуемое и главный член-подлежащее), неполное и предложение с однородными членами, предложение с обращениями, вводными словами, междометиями, предложения с обособленными членами, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная).
В 9 классе: сложные предложения (ССП, СПП, БСП), сложные предложения с различными видами связи.
В 10 классе: повторение и углубление ранее изученного материала про предложения и словосочетания.
Стиль
В 8 классе: рассматривается тема «стили речи и строение текста». Изучаются признаки каждого из стилей речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы)
В 9 классе: стиль изучают в разделе «общие сведения о языке» в конце учебного года.
В 10 классе: эта тема изучается достаточно подробно. Идёт повторение ранее изученного с углублением.
Вопросительные предложения в создании психологического состояния героя:
|
|
Рассматривать будем монолог и диалог.
Диалог: если герой участвует в диалоге, то вопросительное предложение, исходящее из уст его собеседника, подразумевает ответ героя, который может помочь в раскрытии взглядов на жизнь, на какую-то проблему, его видение настоящей окружающей действительности. Важно, что герой говорит не словами автора, а высказывает свою точку зрения. Всё это помогает в раскрытии психологического портрета героя.
Монолог: в монологе герой остаётся наедине с собой, своим внутренним миром, мыслями и чувствами. Если его речь насыщена вопросительными предложениями, то читатель может сделать вывод о том, что герой находится в душевных метаниях, возможно, в каком-то поиске. Его психологическое состояние не совсем стабильно, а порой и совсем шатко. Его очевидно беспокоит какая-то мысль, либо неудовлетворённость окружающей его действительностью. И с помощью вопросов, обращённых к самому себе герой пытается найти единственно верное решение.
4. Жанр эссе на уроке литературы. Сформулируйте проблематику эссе по предложенному эпизоду.
Эссе́ (от франц. essai – «попытка, проба, очерк») – литературный жанр. Жанр эссе – жанр прозаический, но более свободный, чем сочинение. Как и в сочинении, автор эссе высказывает свои мысли, но делает он это в более свободной форме. Именно мысли и субъективные впечатления автора становятся в этом жанре самым главным. Эссе предполагает установку на разговорную интонацию, откровенность с читателей. Этот жанр отличает образность, оригинальность и ассоциативность мышления.
|
|
Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и … герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.
Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть и такой термин - "авторская проза".
Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.
Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе:
* небольшой объем и конкретность темы;
* личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;
* свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;
* свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;
· атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.
Чем труден жанр эссе?
При свободной композиции автор может слишком увлечься каким-либо рассуждением и уйти от темы, что грозит неудовлетворительной оценкой. Повышенной эмоциональностью авторы сочинений иногда (порой невольно) пытаются прикрыть пустоту работы, бедность ее содержания. Стремление к самораскрытию приводит иногда к тому, что сочинение превращается не в работу по литературе, а в повествование "о себе, любимом".
Трудности в написании эссе данного отрывка:
-При неправильном понимании учащимся смысла отрывка и его места в раскрытии темы и идеи всего произведения в целом возможно искажение авторской мысли.
Так как отрывок представлен в виде монолога героя, это облегчает написание эссе