Психофизиологические механизмы просодической стороны речи

Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые струк­туры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм вхо­дит в такой сложный комплекс просодических элементов, ко­торый называется интонацией. Интонация — сложное единс­тво речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность вы­сказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мелодика, т.е. Тональный контур речи — модуляции высоты ос­новного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выраже­ния различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказыва­ния, а также служит для выражения эмоций.

Темп, или скорость речи, зависит от смысла речи, эмоцио­нального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и стиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9-14 фонем в секунду.

Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм — это пери­одическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мель­чайшая единица ритма (ритмическая группа) — это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая рит­мическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слога. Ха­рактер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения.

Основными функциями интонации являются:

· Различение части высказывания соответственно их смыс­ловой важности;

· Оформление высказывания в единое целое;

· Расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы;

· Выражение конкретных эмоций;

· Вскрытие подтекста высказывания;

· Характеристика говорящего и ситуации общения.

Формирование таких просодических единиц, как ритми­ческие слоговые структуры, связано с механизмом формиро­вания двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доми­нантного полушария. Формирование функциональных еди­ниц артикуляторного праксиса или артикулем обеспечивает­ся выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса.

Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важней­ших механизмов речи. При его расстройстве нарушается как внятность звуков речи, так и ее просодическая органи­зация.

Таким образом, изложенное показывает сложность фун­кциональной системы речи, управление которой осущест­вляется центральной нервной системой. Для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и прово­дящие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импуль­сов от коры мозга к структурам нижележащих функциональ­ных уровней двигательного аппарата речи (ядрам перифери­ческих двигательных нервов в стволе мозга и спинном мозге) структуры мозговой коры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: