Симптоматика | Дизартрия, минимальные проявления | Дислалия |
Физический (анатомический Компонент) | Часто короткая уздечка, так как сосательные движения в период гуления и лепета и артикуля-торная тренировка ослаблены | Нет |
Продолжение табл.
Симптоматика | Дизартрия, минимальные проявления | Дислалия |
Неврологический | ||
Статус: | ||
Роды | Осложненные беременность и роды. | Норма |
Крик | Часто первый крик глухой, ко- | Крик звонкий, |
Роткий. | Продолжительный | |
Гуление, лепет | Гуление, лепет недостаточно интонированные. | Интонированные |
Мышечный тонус | Изменен по паретическому типу с большей выраженностью в арти-куляторной, мимческой и мускулатуре рук. Напряженность корня языка, недостаточная выраженность колн-чика языка, язык при открытии рта не спокойный, слегка оттягивается внутрь, при побуждении к действию либо становится узким и удлиняется, либо вялый с ограничением движения. | |
Моторика | Несколько замедленный темп | Пластичность, |
Развития | Грациозность | |
Точность движе- | Снижена, плохое чувство ритма | Норма |
Нии | ||
Речь | Нарушена не только фонетичес- | Только фонетичес- |
Ки, но лексически и грамматически | Кие нарушения | |
-звукопроизно- | Искажения какуминальных | Патология опре- |
Шение | Образующихся при поднятом и | Деленных фонем, |
Слегка загнутом кончике языка: | Исправленный | |
«ш», «ж», «р»; | Звук легко авто- | |
Доминирование боковых и межзубных вариантов; автоматизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается снова в процессе связной речи. | Матизируется |
Продолжение табл.
Симптоматика | Дизартрия, минимальные проявления | Дислалия |
- просодическая | ||
Сторона речи: | ||
Голос | Голос: нередко с назализован- | Голос: звонкий, |
Ным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, компенсаторное напряжение мышц глотки и шеи при громкой речи | Чистый | |
Темп речи | Ускорен, реже замедлен | Соответствует возрастной норме темпа речи |
Ритм | Некоторая аритмия связного | Соответствует |
Высказывания, слоговая струк- | Норме возраст- | |
Тура слова в части случаев формируется с задержкой. | Ного развития | |
Внятность (чет- | Смазанность речи. | В норме |
Кость произноше- | ||
Ния) | ||
Саливация | В процессе речи накапливает | Сглатывание |
Слюну во рту, плохо сглатыва- | Слюны автома- | |
Ет, если долго говорит, слюна | Тизируется в | |
Подтекает из уголков рта, за- | Процессе разви- | |
Труднения автоматизации сгла-тывания. | Тия речи | |
Интонация | Несколько обеднена интонация; | Развивается |
Не делает пауз между фразами; | В соответствии | |
Повествовательная интонация плохо развивается. | С возрастом | |
Речевое дыхание | Задержка в развитии, не делает | В соответствии |
Достаточного речевого вдоха; дополнительные вдохи в проце-се высказывания(в связи с этим необоснованное паузирование). | С нормой | |
Динамика в про- | Резистентность нарушения зву- | Быстрая дина- |
Цессе логопеди- | Копроизношения, затруднения | Мика, легкая |
Ческих занятии | Автоматизации поставленных звуков. | Автоматизация. |
Окончание табл.
Симптоматика | Дизартрия, минимальные проявления | Дислалия |
- фонетико-фоне-матическое восприятие | Парциальное нарушение и касается тех звуков, которые нарушены при произнесении | Ослаблено фонематическое внимание, задержка развития фонематического внимания, особенности произносительной стороны близких людей (продражатель-ный компонент) |
Письмо и чтение | Некоторые трудности формирования письма и чтения, особенно при переходе на усложненные формы заданий | В соответствии с возрастной нормой |
Невербальные процессы | Неточный оптико-пространственный гнозис, долго не могут ориентироваться в схеме тела Сенсомоторное развитие задержано Не точно определяет цвета, не знает оттенков Внимание не устойчивое. | Возрастные закономерности |
При обследовании у детей со стертой дизартрией отмечается нарушение динамического праксиса.
Как и при любых других речевых расстройствах нарушение звукопроизношения у разных детей различны. У большей части детей страдают переднеязычные звуки ш, ж, р. При этом отмечается главным образом нарушение движений кончика языка.
В некоторых случаях нарушение может быть связано с одним звуком, чаще «р». Несмотря на минимальность проявления, постановка звука и в особенности автоматизация, требует длительной коррекционной работы.
У других детей нарушаются, главным образом, шипящие и аффрикаты. Дети с трудом принимают заданную артикуляторную позу и с трудом ее удерживают. Коррекция успешна при условии контроля знания.
Упрощение произношения шипящих и свистящих осуществляет с помощью их межзубной артикуляции. Язык при произнесении «ш», «ж», «с», «з» произносится при осуществлении сложной комбинации патологических артикуляций: речевая струя воздуха проходит с одной стороны между зубами, щекой и языком, кончик которого принимает межзубное боковое положение.
Есть дети, у которых изолированно своеобразно нарушены аффрикаты: «ч» — распадается на «ть», «щ», подчеркивается щелевой вариант; «ц» — распадается на «ть», «сь».
При обследовании обнаруживаются замедленность переключения с одного движения на другое при обследовании кинетического * праксиса. Эти нарушения сопровождаются аналогичными расстройствами в мускулатуре рук, проба на переключение движений (кулак — ребро — ладонь) выполняется не римично, замедленно с плохим качеством исполнения кинетической мелодии.
У многих детей со стертой дизартрией имеется неустойчивость фонематического восприятия на те звуки, которые нарушены в его речи. Особенностью фонематического воспрития является то, что в речи окружающих они определяют ошибки произношения, а свои ошибки не замечают. Нередко у этой группы можно диагностировать фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти особенности устной речи нарушают процесс усовения письма и чтения.
При стертой дизартрии отмечаются слабовыраженные признаки поражения ЦНС: легкая сглаженность с одной стороны носогубной складки, не грубые девиации языка, разное раскрытие глазной щели, иногда патологические рефлексы (хоботковый рефлекс). Общим является вялость артикуляции, нечеткость дикции. Общая смазанность речи. Недостатки произношения устраняются только при введении предварительного этапа артикуляционной гимнастики.
Отмеченный характер нарушения речевых движений сходен с проявлениями артикуляторной апраксии, т.е. Афферентными нарушениями речедвигательного анализатора.
У детей с диспраксией нередко отмечается недоразвитие речи разной степени от фонетико-фонематического недоразвития речи до явлений общего недоразвития речи. В этих случаях в школьном возрасте у детей нередко отмечается дисграфия, дислексия.
Стертая дизартрия, несмотря на кажущуюся парциальность нарушения звукопроизносительной стороны речи, является сложным видом дизонтогенеза речевой деятельности.
Не представляется возможным дать единую психолого-педагогическую картину при стертой дизартрии. Это связано с мозаичностью органического поражения ЦНС, выражающейся как в разной локализации, так и в разной степени поражения мозга.
Характерным при стертой дизартрии является нарушение одной-двух фонетических групп, близких по способу артикуляции. У большинства детей со стертой дизартрией диагностируется повышение мышечного тонуса, главным образом, в артикуляционных мышцах, иногда патологические рефлексы (чаще всего, хоботковый).
У этих детей можно диагностировать минимальные признаки проявления псевдобульбарной дизартрии, как правило, отчетливо выраженные у взрослых. У таких детей нет отставания в речевом развитии, лексико-грамматический строй развивается в соответствии с возрастом.
Часть детей имеет нарушение звукопроизношения, связанные с более разнообразными поражениями звукопроизносительной стороны речи: распадение аффрикат на составные части, замена звонких глухими. Затруднения в произнесении звуков, требующих сложной мозаики переключения отдельных мышечных волокон от напряжения к расслаблению. Затруднение образования динамического стереотипа, заключающегося в координированном взаимодействии артикуляторного и голосового аппарата. В связи с этим происходит беззвучное произнесение звонкого согласного — оглушение.
Выводы
Минимальные (стертые) проявления дизартрии имеют ту же структуру речевого дефекта, что и при выраженной степени: нарушения звукопроизношения и просодической сторны речи.
Неясное произнесение гласных с легким носовым оттенком.
Искажение простых и сложных звуков.
Изолированное произнесение звуков осуществляется лучше, чем в речевом потоке.
Автоматизация исправленных звуков затруднена. Поставленный звук часто не используется в спонтанной речи.
Темп речи ускорен или замедлен.
Дыхание поверхностное. Фонационный выдох укорочен, речь на вдохе.
Страдает координация и темпоритм движений в разной степени.
Вопросы для самопроверки
Принципы классификации дизартрии у детей.
Перечислить основные различия классификации дизартрии у детей от классификации у взрослых. С чем это связано?
Почему дизартрию у детей можно назвать «дизартрией развития»?
Перечислить основные признаки и пояснить патогенетические механизмы спастико-паретической формы дизартрии.
В чем заключаются патогенетические механизмы гиперкинетической дизартрии? Почему нарушения звукопроизношения при этой форме непостоянны?
Каковы признаки атонически-астатической дизартрии? Чем отличается сниженный тонус мышц при этой форме дизартрии от бульбарного паралича? Как характеризуется речь детей с этой формой дизартрии?
Каковы особенности речи детей с минимальными проявлениями дизартрии? Перечислить отличия от дислалии. В чем состоит основная трудность логопедической работы при коррекции дизартрии у детей?