Дифференциация дислалии и дизартрии

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
Физический (анатомический Компонент) Часто короткая уздечка, так как сосательные движения в период гуления и лепета и артикуля-торная тренировка ослаблены Нет

Продолжение табл.

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
Неврологический    
Статус:    
Роды Осложненные беременность и роды. Норма
Крик Часто первый крик глухой, ко- Крик звонкий,
  Роткий. Продолжительный
Гуление, лепет Гуление, лепет недостаточно ин­тонированные. Интонированные
Мышечный тонус Изменен по паретическому типу с большей выраженностью в арти-куляторной, мимческой и муску­латуре рук. Напряженность корня языка, не­достаточная выраженность колн-чика языка, язык при открытии рта не спокойный, слегка оттяги­вается внутрь, при побуждении к действию либо становится узким и удлиняется, либо вялый с огра­ничением движения.  
Моторика Несколько замедленный темп Пластичность,
  Развития Грациозность
Точность движе- Снижена, плохое чувство ритма Норма
Нии    
Речь Нарушена не только фонетичес- Только фонетичес-
  Ки, но лексически и граммати­чески Кие нарушения
-звукопроизно- Искажения какуминальных Патология опре-
Шение Образующихся при поднятом и Деленных фонем,
  Слегка загнутом кончике языка: Исправленный
  «ш», «ж», «р»; Звук легко авто-
  Доминирование боковых и межзубных вариантов; автома­тизированный исправленный в изолированном звучании звук нарушается снова в процессе связной речи. Матизируется

Продолжение табл.

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
- просодическая    
Сторона речи:    
Голос Голос: нередко с назализован- Голос: звонкий,
  Ным оттенком, хриплый, сип­лый, ослабленный, компенса­торное напряжение мышц глот­ки и шеи при громкой речи Чистый
Темп речи Ускорен, реже замедлен Соответствует возрастной нор­ме темпа речи
Ритм Некоторая аритмия связного Соответствует
  Высказывания, слоговая струк- Норме возраст-
  Тура слова в части случаев фор­мируется с задержкой. Ного развития
Внятность (чет- Смазанность речи. В норме
Кость произноше-    
Ния)    
Саливация В процессе речи накапливает Сглатывание
  Слюну во рту, плохо сглатыва- Слюны автома-
  Ет, если долго говорит, слюна Тизируется в
  Подтекает из уголков рта, за- Процессе разви-
  Труднения автоматизации сгла-тывания. Тия речи
Интонация Несколько обеднена интонация; Развивается
  Не делает пауз между фразами; В соответствии
  Повествовательная интонация плохо развивается. С возрастом
Речевое дыхание Задержка в развитии, не делает В соответствии
  Достаточного речевого вдоха; дополнительные вдохи в проце-се высказывания(в связи с этим необоснованное паузирование). С нормой
Динамика в про- Резистентность нарушения зву- Быстрая дина-
Цессе логопеди- Копроизношения, затруднения Мика, легкая
Ческих занятии Автоматизации поставленных звуков. Автоматизация.

Окончание табл.

Симптоматика Дизартрия, минимальные прояв­ления Дислалия
- фонетико-фоне-матическое вос­приятие Парциальное нарушение и каса­ется тех звуков, которые нару­шены при произнесении Ослаблено фоне­матическое вни­мание, задерж­ка развития фонематичес­кого внимания, особенности произноситель­ной стороны близких людей (продражатель-ный компонент)
Письмо и чтение Некоторые трудности формиро­вания письма и чтения, особен­но при переходе на усложнен­ные формы заданий В соответствии с возрастной нормой
Невербальные процессы Неточный оптико-пространс­твенный гнозис, долго не могут ориентироваться в схеме тела Сенсомоторное развитие задер­жано Не точно определяет цвета, не знает оттенков Внимание не устойчивое. Возрастные за­кономерности

При обследовании у детей со стертой дизартрией отмечает­ся нарушение динамического праксиса.

Как и при любых других речевых расстройствах наруше­ние звукопроизношения у разных детей различны. У боль­шей части детей страдают переднеязычные звуки ш, ж, р. При этом отмечается главным образом нарушение движений кончика языка.

В некоторых случаях нарушение может быть связано с од­ним звуком, чаще «р». Несмотря на минимальность проявле­ния, постановка звука и в особенности автоматизация, требу­ет длительной коррекционной работы.

У других детей нарушаются, главным образом, шипящие и аффрикаты. Дети с трудом принимают заданную артикуляторную позу и с трудом ее удерживают. Коррекция успешна при условии контроля знания.

Упрощение произношения шипящих и свистящих осу­ществляет с помощью их межзубной артикуляции. Язык при произнесении «ш», «ж», «с», «з» произносится при осущест­влении сложной комбинации патологических артикуляций: речевая струя воздуха проходит с одной стороны между зуба­ми, щекой и языком, кончик которого принимает межзубное боковое положение.

Есть дети, у которых изолированно своеобразно нарушены аффрикаты: «ч» — распадается на «ть», «щ», подчеркивает­ся щелевой вариант; «ц» — распадается на «ть», «сь».

При обследовании обнаруживаются замедленность пере­ключения с одного движения на другое при обследовании кинетического * праксиса. Эти нарушения сопровождаются аналогичными расстройствами в мускулатуре рук, проба на переключение движений (кулак — ребро — ладонь) выполня­ется не римично, замедленно с плохим качеством исполнения кинетической мелодии.

У многих детей со стертой дизартрией имеется неустой­чивость фонематического восприятия на те звуки, которые нарушены в его речи. Особенностью фонематического воспрития является то, что в речи окружающих они определяют ошибки произношения, а свои ошибки не замечают. Нередко у этой группы можно диагностировать фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти особенности устной речи нарушают процесс усовения письма и чтения.

При стертой дизартрии отмечаются слабовыраженные при­знаки поражения ЦНС: легкая сглаженность с одной стороны носогубной складки, не грубые девиации языка, разное рас­крытие глазной щели, иногда патологические рефлексы (хо­ботковый рефлекс). Общим является вялость артикуляции, нечеткость дикции. Общая смазанность речи. Недостатки произношения устраняются только при введении предвари­тельного этапа артикуляционной гимнастики.

Отмеченный характер нарушения речевых движений схо­ден с проявлениями артикуляторной апраксии, т.е. Афферен­тными нарушениями речедвигательного анализатора.

У детей с диспраксией нередко отмечается недоразвитие речи разной степени от фонетико-фонематического недоразвития речи до явлений общего недоразвития речи. В этих случаях в школьном возрасте у детей нередко отмечается дисграфия, дислексия.

Стертая дизартрия, несмотря на кажущуюся парциальность нарушения звукопроизносительной стороны речи, яв­ляется сложным видом дизонтогенеза речевой деятельности.

Не представляется возможным дать единую психолого-пе­дагогическую картину при стертой дизартрии. Это связано с мозаичностью органического поражения ЦНС, выражающейся как в разной локализации, так и в разной степени по­ражения мозга.

Характерным при стертой дизартрии является нарушение одной-двух фонетических групп, близких по способу артику­ляции. У большинства детей со стертой дизартрией диагнос­тируется повышение мышечного тонуса, главным образом, в артикуляционных мышцах, иногда патологические реф­лексы (чаще всего, хоботковый).

У этих детей можно диагностировать минимальные при­знаки проявления псевдобульбарной дизартрии, как прави­ло, отчетливо выраженные у взрослых. У таких детей нет от­ставания в речевом развитии, лексико-грамматический строй развивается в соответствии с возрастом.

Часть детей имеет нарушение звукопроизношения, свя­занные с более разнообразными поражениями звукопроиз­носительной стороны речи: распадение аффрикат на состав­ные части, замена звонких глухими. Затруднения в произне­сении звуков, требующих сложной мозаики переключения отдельных мышечных волокон от напряжения к расслабле­нию. Затруднение образования динамического стереотипа, заключающегося в координированном взаимодействии артикуляторного и голосового аппарата. В связи с этим проис­ходит беззвучное произнесение звонкого согласного — оглу­шение.

Выводы

Минимальные (стертые) проявления дизартрии имеют ту же структуру речевого дефекта, что и при выражен­ной степени: нарушения звукопроизношения и просо­дической сторны речи.

Неясное произнесение гласных с легким носовым от­тенком.

Искажение простых и сложных звуков.

Изолированное произнесение звуков осуществляется лучше, чем в речевом потоке.

Автоматизация исправленных звуков затруднена. Пос­тавленный звук часто не используется в спонтанной речи.

Темп речи ускорен или замедлен.

Дыхание поверхностное. Фонационный выдох укоро­чен, речь на вдохе.

Страдает координация и темпоритм движений в разной степени.

Вопросы для самопроверки

Принципы классификации дизартрии у детей.

Перечислить основные различия классификации дизартрии у детей от классификации у взрослых. С чем это связано?

Почему дизартрию у детей можно назвать «дизартрией разви­тия»?

Перечислить основные признаки и пояснить патогенетические механизмы спастико-паретической формы дизартрии.

В чем заключаются патогенетические механизмы гиперкине­тической дизартрии? Почему нарушения звукопроизношения при этой форме непостоянны?

Каковы признаки атонически-астатической дизартрии? Чем от­личается сниженный тонус мышц при этой форме дизартрии от бульбарного паралича? Как характеризуется речь детей с этой формой дизартрии?

Каковы особенности речи детей с минимальными проявления­ми дизартрии? Перечислить отличия от дислалии. В чем состо­ит основная трудность логопедической работы при коррекции дизартрии у детей?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: