Методики обследования детей и подростков с дизартрией

Обследование ребенка с дизартрией включает значитель­ное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи об­следования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является ква­лификация главного звена в структуре дефекта. При этом не­обходим анализ системной картины нарушения, возникше­го в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности на­рушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание го­ловы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, воз­можность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристи­ку физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, осо­бенности поведения и т.д.

При обследовании сенсорных функций включается описа­ние возможности фиксации взора на предмете, прослежива­ние взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д.

Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического воспри­ятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной речью, мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка.

Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомо­торного и речевого развития, тем большее значение в диа­гностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. Необходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо­бенности звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-ческих качеств речи.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оце­пить все виды восприятия, уровень развития пространствен­ных и временных представлений, графических навыков.

Дальнейшее обследование ребенка с церебральным пара­личом связано с более точным, традиционным обследовани­ем речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии. Дать качественную характеристику структуры речево­го дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьно­го возраста, в которые включается анализ письма, выявле­ние дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного и интеллектуального развития, а также важные для плани­рования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания.

В отечественной логопедии разработаны методики обследо­вания психофизического состояния детей, подростков, взрос­лых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-ходько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: