Теория социальной работы (история)
Периодизация истории социальной работы за рубежом и на Беларуси. Становление благотворительности в Древнем Египте.
Периодизация истории социальной работы за рубежом:
І. Архаический период благотворительности (до образования в конце 3-начале 2 тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).
ІІ. Филантропический период (до 4-5 вв. н.э.).
ІІІ. Период общественной благотворительности (до 16 в.).
ІV. Период государственной благотворительности (до рубежа 19-20 вв.).
V. Период социальной работы (настоящее время).
Периодизация отечественной социальной работы:
І. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества).
ІІ. Период общественной благотворительности (10-16 вв.).
ІІІ. Период церковно-государственной благотворительности (16-17 вв.).
ІV. Период государственной благотворительности (18-начало 20 вв.).
V. Период социального планирования (1917-1991гг.).
VІ. Период социалной работы (с 1991г.).
Социальная помощь зарождается в 25-22 вв. до н.э. в Древнем Египте, когда нуждающимся раздавали хлеб служители культа, в период неурожая. Историю Древнего Египта принято делить на следующие периоды: Древнее, Среднее, Новое царство, поздний, персидский, эллинистический периоды.
Расцвет Египта приходится на 16-15 вв. до н.э., когда были завоеваны Сирия, Палестина и др. Система помощи нуждающимся стала формироваться еще в древности. С возникновением имущественного неравенства, органов власти она приобрела новые черты. Существовали религиозно-моральные нормы справедливости (маат), следование которым было обязательным и которые считались особой заслугой царя-бога. Со смертью царя наступал 72-дневный траур: люди рвали на себе платья, храмы закрывались, праздники отменялись.
Во все времена в Египте поощрялась частная и общественная благотворительность. В царской администрации выделяется должность главного раздатчика хлебов, доверяемая уважаемым вельможам. К маргинальным слоям египетского общества относились представители полузависимых и зависимых сословий. В лучшим положении находились «слуги царя», к которым относились земледельцы, ремесленники и представители сферы услуг. В юности каждый из «слуг царя» получал назначение на работу (по специальности его семьи), которой занимался всю жизнь. Наиболее сильных и выносливых отбирали для службы в армии. В самом трудном положении находились рабы.
Правовое и общественное положение женщин в Египте было прочным, поскольку они имели больше прав, чем в других античных государствах. Юридически они имели равные права с мужчинами, т.е. были право- и дееспособными. Они могли заключать договоры, вести процессы и выступать в качестве свидетеля в суде. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены, выкуп за невесту не практиковался. Приданное оставалось собственностью жены. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составлять и муж, и жена. После воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Изнасилование свободной женщины наказывалось оскоплением.
Детей аристократов и чиновников с раннего детства обучали грамоте. Существовали обычные и специальные школы, в которых готовились грамотные чиновники. В среднем уровень грамотности, например в отличие от Китая, был невысок. Процессы социальной помощи практически не затронули данную сферу.
Инвалидов и больных призревали при храмах, их пытались лечить. Древнеегипетские законы определяли как тяжкое преступление отступление от правил врачебного искусства в случае смерти больного.
Проституция была ограничена законом. Если жена нарушала супружескую верность, то ей отрезали нос, а если муж, то ему давали 1000 ударов палкой. Египетские фараоны обычно имели главную жену-египтянку, которой по традиции становилась родная или единокровная сестра.