Развитие социальной помощи на Беларуси в XIV-XVIII ВВ. : семейное и опекунское право

К концу XVII — началу XVIII века в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала при­обретать конкретные формы. В результате Петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот.

Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большин­стве уездов Беларуси создавались и плодотворно работали много­численные учреждения общественного призрения.

Зависимость белорусских благотворительных обществ, фи­лантропов и меценатов от российской бюрократии проявлялась в том, что на Беларуси дольше, чем в центральных губерниях им­перии, сохранялись правила регистрации благотворительных об­ществ только с «высочайшего позволения», а затем, после введе­ния новых «упрощенных» правил, осуществлялся более строгий надзор за их выполнением. Правления обществ должны были «непосредственно или через губернаторов доставлять министерст­ву внутренних дел о действиях своих по предмету благотвори­тельности, капиталах, доходах, расходах, имуществах, заведени­ях и призреваемых в оных». Губернаторам лично предписывалось регулярно проверять ведение канцелярских и иных дел обществ, «побуждая их к исполнению закона особыми предписаниями по­средством губернских правлений».

Устав каждого общества, перед тем как быть утвержденным Министерством внутренних дел, должен был пройти согласование в ряде других министерств.

В соответствии с типовыми уставами, высшим органом благотворительного общества, который решал все важнейшие дела, было общее собрание его членов, собираемое не реже одного раза в год. Для решения текущих задач общее собрание избирало правление (комитет, совет) общества и ревизионную комиссию. Правление, в свою очередь, избирало председателя, его заместите­ля, казначея и секретаря, а нередко и попечителя (попечительницу) для надзора за состоянием дел. Обычно в состав правлений обществ входили наиболее влиятельные в данной ме­стности лица.

Средства обществ составлялись обычно из пожертвований (иногда — до 90%), членских взносов, временных или постоянных субсидий от различных государственных и иных учрежде­ний, органов городского (а позднее и земского) самоуправления, доходов от спектаклей, концертов и других «увеселительных ме­роприятий», иногда — лотерей и т.д.

Благотворительные заведения, оказывающие помощь детям, условно делились на три подгруппы:

- 1) заведения для призрения и воспитания несовершеннолетних (воспитательные и сиротские дома, приюты, ясли и ясли-приюты, приюты исправительно-воспитательные, приюты для детей-калек, слабоумных и парали­тиков, земледельческие колонии и т.д.);

2) заведения дешевого и бесплатного обучения (общеобразовательные школы и училища, приготовительные классы, училища ремесленные, профессио­нальные, рукодельные, технические, рисовальные, врачебные для глухонемых, слепых и т.д.);

3) заведения лечебной помощи детям (больницы общие, специальные и санатории, лечебницы и амбу­латории)».

В 1899г. на Беларуси было 66 благотворительных заведе­ний для детей, из них: призрения и воспитания детей — 36, об­щего и специального бесплатного и дешевого обучения — 29, ле­чебной помощи — 1. К 1903г. их количество выросло до 110 и продолжало примерно в том же соотношении быстро увеличивать­ся.

На территории Беларуси первый воспитательный дом основала княгиня Огинская в 1791г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярные мастерские.

Виленский воспитательный дом более ста лет оставался, пожалуй, единственным постоянно действующим учреждением на Беларуси «для приема и воспитания подкидышей, которым суж­дено от рождения быть лишенными родительской ласки».

При нехватке в белорусских губерниях воспитательных уч­реждений брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общест­венного призрения, а позднее — земства. Обычно малюток отда­вали на воспитание частным лицам за плату 3-5 руб., у которых они находились обычно до 8-летнего возраста (в Гродненской губернии до 15 лет).

Детей в семьи отдавали под расписку, в которой оговарива­лись обязанности воспитателей «обучать питомцев по достижении надлежащего возраста грамоте и какому-нибудь ремеслу». Надзор за воспитанием подкидышей в семьях крестьян осуществляли служащие приказов, благотворительных обществ и заведений, представители земств, полиции, а позднее — настоятели православных церквей и медицинские работники. Для получения платы за питомца необходимо было ежемесячно предоставлять справку от полиции или духовного лица о том, что ребенок жив и воспитывается надлежащим образом.

Решение проблемы искали в развитии городского и сельско­го патроната. Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редко­стью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за опре­деленную плату. После дости­жения детьми 3-7-летнего возраста их возвращали в воспитатель­ный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо вос­питывавшим детей, иногда выдавались небольшие награды.

В Вильно и Минске подросших подкидышей обучали и вос­питывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 — различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, пере­плетному и типографскому. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: