Развитие социальной помощи в США в ХХ в

США считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII-XIX вв. Однако постепенно сам процесс оказания конкретной помощи нуждающимся в разных ее формах сконцентрировался в руках особой категории работников —-так называемых социальных работников, которые трудились в детских приютах, лечебницах для неимущих, распределяли разного вида пособия и т.д. Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности непосредственно связано с появлением в 1899 г. книги Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», где были заложены научно обоснованные методы социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников.

Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства, Детское бюро, Служба защиты детей. Помимо этого действует разветвленная сетъ частных служб.

Американская модель характеризуется преобладанием либеральной направленности в социальной политике. Однако она не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и со­ответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и не­коммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позво­ляет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.

Американской модели социальной работы свойственна си­стема признаков. К числу важнейших из них следует отнести:

—наличие сильного либерального компонента в социаль­
ной политике;

—преобладающее значение ассоциативных организаций
в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой
поддержке со стороны государственных структур;

—важная роль страховых механизмов социальной защиты;

— децентрализация системы социальной работы.

В целом эта система полностью децентрализована и функционирует через разного рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или совместными органами управления. Отдельные программы принимаются и местными властями, что позволяет учитывать потребности в социальной помощи каждого конкретного региона. Сегодня все программы социальной помощи США исходят из концептуальных и теоретических посылок о том, что свобода может быть расширена только путем повышения социальной ответственности.

Практически в каждой школе страны есть школьный социальный работник. Это направление социальной работы получило настолько широкое распространение, что в настоящее время оно рассматривается как отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на помощи учащимся в их успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения этой цели. Школьные социальные работники помогают учащимся, их семьям, учителям и школе в целом в решении таких проблем, как пропуски занятий, социальное отчуждение, агрессивное поведение, недисциплинированность и последствия различных физических, эмоциональных и материальных проблем.

С 1935г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии и медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Американцы, реформируя пенсионную сферу, продол­жают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную про­грамму. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону. Как показывают расчеты, уже к 2013г. в США поступления в пен­сионный фонд государственного страхования могут оказать­ся ниже необходимых пенсионных выплат, осуществляемых по распределительной пенсионной системе. Поэтому здесь заблаговременно был взят курс на параллельное использо­вание других пенсионных схем, рассчитанных прежде всего на расширение частного пенсионного страхования, которое создает возможности для довольно существенного увеличе­ния суммарной пенсии. Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные сис­темы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие на­селения страны в частном пенсионном страховании позво­лило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных пла­нов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансирует­ся предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора меж­ду различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями. Широкое развитие в США получила и система личных пен­сионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограниче­ны верхним пределом в 2 тыс. долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке.

Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве; гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.

Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, раз­витие самообеспечения дополняется в сфере занятости жест­кой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявля­ется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого посо­бия, дифференцированного по разным штатам (в богатейшем городе Сан-Франциско в 90-е гг. ежемесячный размер посо­бия по безработице составлял 375 долларов). Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприя­тия им приходилось обращаться за поддержкой в государ­ственные органы вспомоществования, призванные оказы­вать хотя бы минимальную социальную помощь.

Что касается вспомоществования бедным, то оно и получило распространение с 1960-х годов и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи. Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи — школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

Государственные структуры США стимулируют участие в решении проблемы безработицы частные корпорации. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и др. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в орга­низации и финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень мо­лодежной безработицы. Серьезной про­блемой остается трудоустройство отдельных категорий инва­лидов. Абсолютное большинство американских инвалидов по зрению — более 70% способных к труду слепых не может рас­считывать на поддержку государства в решении вопроса сво­ей занятости, оставаясь нетрудоустроенными.

В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строится деятельность очень многих социальных учрежде­ний. 80% американских домов для нетрудоспособных при­носят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависи­мости от величины оплаты в частных пансионатах для инва­лидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных ус­ловиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с не­сколькими жильцами в одной комнате.

Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых может быть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенное денежное вознаграж­дение обслуживать престарелого человека. Лицам, работаю­щим в семейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсий, пособий.

Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого — многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность. Другая проблема состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн. граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиция (они предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков. Созданные в 1967г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных организаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолетних.

Одной неважных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамериканского и азиатского происхождения. Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих, социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны.

В 1990-х— начале 2000-х гг. государственной властью предпри­нимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на сти­мулирование их трудовой активности. Средством реализа­ции этой цели стал федеральный закон «О личной ответ­ственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профес­сиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивалась в США пятилетним сроком. С учетом ужесточения требований к получателям пособий может существенно возрасти значение налоговых льгот для работающих малоимущих. Здесь полага­ют, что увеличение размеров дохода, не подлежащего налого­обложению, будет способствовать ориентации трудоспособных граждан на самообеспечение.

Для стимулирования деятельности частных учрежде­ний и социальных агентств федеральное правительство пери­одически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Госу­дарственные органы сохраняют за собой право выдачи лицен­зий частным социальным службам и контролируют соответ­ствие уровня их услуг нормативным требованиям.

Отличительной стороной американской модели социаль­ной работы является преобладающее значение в ее проведе­нии ассоциативных организаций, получающих поддержку го­сударственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует со­циальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципали­тетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.

Сегодня в мире лишь Соединенные Штаты Америки име­ют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: