Дети, которым оказывалась коррекционная помощь в дошкольном возрасте по поводу дизартрии, в 1 классе нередко обнаруживают признаки стертой дизартрии.
У таких учащихся в связи с усложнением письменных заданий и возрастающими требованиями к темпу письма и каллиграфии по мере обучения в школе, увеличивается количество и расширяется диапазон ошибок письма.
Коррекционная работа со школьниками с дизартрией включает две программы (Н.Н. Волоскова, 2002), направленные на развитие ритмизации моторных процессов и автоматизацию графомоторного навыка с помощью приема тактированного письма. Следует отметить, что реализация этих программ не исключает традиционных методов работы логопеда с детьми, имеющими трудности обучения письму и чтению, но нормализации звукопроизношения, фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи и звуко-буквенного анализа.
Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений: 1 — упражнение на развитие координации рук и ног; 2 — развитие тонкой моторики пальцев рук; 3 — развитие координации движений и чувства ритма; 4 — развитие ритма в артикуляционной моторике.
|
|
Вторая программа состоит из 3 этапов и включает последовательное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией графомоторного навыка письма: 1 — ритмизированное письмо букв и слогов; 2 — ритмизированное письмо слов и сочетаний; 3 — тактированное письмо предложений, стихов, микротекстов. Методика основана на ритмизированном письме, использованном Д.Б. Элькониным при обучении письму младших школьников (Эльконин Д.Б., 1980).