Закрывание и открывание глаз.
Нахмуривание бровей.
Поднимание бровей и образование продольных морщин на лбу.
Надувание щек.
Проглатывание слюны.
Открывание и закрывание рта.
Жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры
Вытягивание губ трубочкой — «хоботок».
Растягивание губ в стороны — улыбка.
Чередование движений «хоботок» — «оскал».
Смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюстях.
Быстрое смыкание губ и быстрое размыкание.
«Поцелуй».
Губной выдох, при котором щеки надуваются не напряженно.
Губной выдох в определенном направлении (вверх, вниз, влево, вправо) с напряженными и расслабленными щеками.
Поднимание верхней губы с обнажением зубов.
Упражнения для увеличения объема и силы артикуляционных движений
Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку попеременно слева и справа.
Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики).
Удержание губами различных предметов (пробка, марля, пуговицы и пр.).
Последние два упражнения требуют пристального внимания логопеда, во избежании проглатывания предметов!
Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным движениям
Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.
Выдвигание языка вперед.
Втягивание языка внутрь.
Опускание выдвинутого языка вниз.
Приподнимание выдвинутого языка вверх.
Боковые отведения вправо-влево.
Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к твердому нёбу («горочка»).
Приподнимание средней части языка вверх и прижимание боковых краев языка к зубам верхней челюсти («седло»).
Суживание языка и заострение его («жало», «иголочка»).
Переключение различных позиций. Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артикуляционной гимнастике.
Все виды гимнастики имеют особое значение для постановки артикуляционных поз, их удержания и постановки звуков.
Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период введение звуков в речь является длительным и постепенным.
Все виды артикуляционной гимнастики достаточно широко представлены в логопедической литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Е.Ф. Архипова, 1977; Л.В. Лопатина, 2004 и др.).