Интонация играет большую роль в выразительности речи. Она усиливает значение слова, придает высказыванию заданный смысл. Выразительность речи зависит также от звучности голоса, четкости дикции, темпа и ритма речи. У детей с дизартрией голос обычно недостаточно модулирован, интонации плохо развиваются.
Работа над голосом предполагает:
развитие силы и динамического диапазона голоса;
формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
развитие мелодических характеристик голоса.
При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.
Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения (Г.В. Бабина и др., 1997).
Перед логопедом ставится задача обучить смене высоты голоса, придавания ему различной эмоциональной выразительности. Работа начинается с проговаривания гласных звуков, затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний, фраз. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах: Н.П.Вербоваяидр., 1977, Э.М.Чарели, 1991 и др.
Примерные тексты для отработки интонации вопросительной, восклицательной и повествовательной, рекомендуемые для младших школьников.
Текст 1. Сорока и Медведь. Спрашивает Сорока Медведя:
Почему тебя, Миша, медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка — понятно: он зимой белый как снег. А вот медведь — непонятно!
Глупая ты птица! Медведь — значит медоед. Мед я ем, вот что!
(По Н. Сладкову).
Текст 2. Лисица и тетерев
Тетерев сидел на дереве. Лисонька подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять.
(По Л. Толстому).
Текст 3. Лис и Еж
Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул в яму с водой. Ежу пришлось раскрыться, поплыл он к берегу. А Лис тут как тут. Только Ежа и видели.
(По В. Бианки).