Колебания в падежных формах существительных им. п. мн. ч. на –ы(и), -а(я): лекторы-лектора

В современном языке продуктивно образование форм на -и (-я) типа инспектор а, слесар я. В одних случаях подобные формы на протяжении длительного периода прочно закрепились в литературном языке (например, многие односложные слова типа бег — бега и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге, типа вечер — вечера, окорок — окорока); в других случаях наблюдается параллельное их употребление с формами на -ы (-а), но со стилистической дифференциацией (ср. книжную форму корректоры и разговорную корректора); наконец, в третьих случаях формы на -и (-я) выходят за пределы литературной нормы (например: автора, лектора).

19) Колебания в падежн формах сущ (И.п. мн.ч на –ы(и), -а(я), П.п. ед.ч., сущ м.р. типа в отпуске – в отпуску, в лесе – в лесу, на берегу – о береге). Различие между указанными формами может быть связано со значением (ср.: на доме/на дому) или со стилистической окраской (ср. книжный вариант в отпуске и разг. в отпуску).

1. Формы с окончанием -у (-ю) употр-ся, если при сущ-ом (м.р., неодуш.) имеются предлоги в и на (в сочетании с предлогом при только в единичных случаях: при полку); ср.: на берегу - о береге, в строю -о строе и т. п.

Форме на -у присуще обстоятельственное значение, а форме на –е -объектное. Ср.: держаться на весу (обстоятельство)-выгадывать на весе (дополнение);

2. При выборе одной из параллельных форм учитывается лексический состав сочетания, фразеологический характер выражения, употребление слова в прямом или переносном значении и т. д. Ср.: в кругу друзей — в спасательном круге

При наличии определения вместо формы на -у возможна форма на -е, например: в снегу—в пушистом снеге.

3. Формы на -е характеризуются как книжные, формы на –у - как разговорные (разговорно-профессиональные, иногда с оттенком просторечия). Ср.:в аэропорте — в аэропорту.

20. Публицистический стиль. ПС влиятелен в совр.литер.языке. Это стиль, который формирует литер.нормы, воспитывает яз.вкусы. В нем есть черты, роднящие его с любым др.стилем литер.яз. С офиц-дел роднит общность происхождения-функция комментирования (воздействия). С научным сближают логическая последовательность в изложении фактов, система развернутых доказательств. С разговорным объединяет общедоступность. Средства худ.стиля испол. широко и целенапр. для придания речи живости, эмоцион, образности. ПС выделяет в слове не эстетическое, а социально-оценочное, поэтому нуждается в экспрессии. Стилеопределяющие факторы: Сфера: политика, идеология, общ-эконом.и культурные отношения (соц.сфера); ПС включает тексты газет, ж-в, ТВ и радиопрограмм, докум.фильмов; обще-полит.ли-ру (воззвания, митинговые выступления); рекламу. Функции: сообщение, воздействие (+просветит, воспитат, идеол, гедонистическая, т.д.). Задачи (назначение): влиять и формировать общ.мнение. Подстил.деление: газетно-жур.подстиль; радиотелевиз.подстиль. Жанр.группы и жанры: инф(заметка, корреспонденция, репортаж, отчет, некролог, т.д.); анал(рецензия, комментарий, статья, обзор, анал.пресс-релиз, жур.расследование, т.д.); худ-публиц(очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, т.д.). Авторство: открытое, коллект.или индивид. Адресат: масс(универсальная) или спец.аудитория. Открытость: стиль не только для иностил.единиц, но и для др.видов творчества: фото, комп.графики (медиа). Стилевые черты: сочетание экспрессии и стандарта. Стандарт: формально-композиц(стр-ра полос, х-р расположения инф-ии, жанр.каркасы, стр-ра материала: заголовок, лид, зачин, концовка, осн.часть); технолог.и структурно-композиц(выпуск в короткие сроки, коллек.авторство, жанр.многообразие, обратная связь, соседство материалов с иностил.текстами: ОДС, НС); содержательный (общ-значимая, сезонная и период.тематика); языковой(номинации типич.предметов и ситуаций подчеркивают офиц.и важность инф-ии для социума. Экспрессия необходима для выполнения ф-ии воздействия. Некоторые элементы могут одновр.нести на себе печать и стандарта, и экспрессии: пальма первенства. Открытая оценочность проявляется в полемич.материалах, в критич.оценке противопол.мнения, в несхожих оценках действительности. Призывность, рекламность стиля проявляются в побудит.х-е речи, в обращениях к читателю, вопросах, восклицаниях. Простота и доступность-в несложных синтакс.конструкциях (5±2), минимуме отглаг.образований. «Эффект новизны»-стремление к необычности, свежести словос-ий, отсут.повторов, речевая изобр-ть, выраз-ть и образность. Собирательность текста (масс.х-р): автор выражает позицию соц.группы, полит.партии, общ.организации (особенное употр.лич.мест-мы, они, наш). Индивидуальность (авторское начало): речь от 1 лица, особая стил.манера говорящего (ж-ты, авторы-проф, любители), стили жанра. Диалог.форма изложения содержания (разг.стихия). Документализм (объективность и фактологичность изложения, точность выражения смысла). Официальность и сдержанность, нейтральность изложения фактов (инф, анал.жанры). Систематизированность, обобщенность (анал.жанр.группа). Аргумент.точек зрения, логичность изложения (аналитика). Интралингв(внутрияз) х-ки: Словообразование: суффиксы инояз.происхождения-ия, ция, ация, изация, изм, щина, нича(ть): инвестиция, сталинизм, популизм, военщина, дедовщина; наречные префикс-суффикс.образования: по-хозяйски; словосложение: общественно-политический; аббревиация: МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии; адъективация причастий с не: неуклонный, неиссякаемый. Лексика (стандартная): «концептуализмы»: коммунизм, платформа; «газетизмы»: судьбоносный, искоренение бандитизма; строевая лексика–газетные обороты, клише: политический сезон, кадровый голод; десемантизир.лексика: противостояние элит, благоприятный имидж региона. Лексика (нестандартная): книжная (термины экономики, юриспруд, мед, жур: репортаж, брифинг, монополист) в сочетании с разг.и простречной (агрессивной, открыто-экспрес, грубо-фамильяр: зюгановщина, демпроституция); газетная фразеология: агентство РИА, как стало известно, новая страница в отношениях между странами; оценочная: деструктивные силы, утечка мозгов; штампы: эстафета поколений, желтая пресса; экспрессивы: канальские начальники (Первый канал); метафорические перифразы: служба погоды, служба здоровья); необычная по образности: сезон охоты на мэров-2007, кузнецы политического процесса; обновленные прецеденты (пословицы, поговорки, аллюзии): Мал Люксембург, да дорог. Морфология. Глагол. Время: настоящее, действие совершается «на глазах» читателя: Над полигоном клубится низкий туман. Издали кажется, будто турбины вращаются; ближайшее прошедшее: Аршавин забивает гол; ближайшее будущее: В ближайшую субботу открывается выставка. Существительное: действует категория собирательности, ед.ч употр.в значении мн.ч: Как помочь учителю; мн.ч приобретает значение обобщенной совокупности: Все наши отцы, деды, ветераны, матери; собств.имена выступают в обобщ.значении: Наполеоны, Собакевичи. Числ, прил, прич субстантивируются: Миллионы выступят в поддержку. Прилагательные: экспрессия высшей степени выражается элятивом: жесточайший кризис, острейшие споры; прилагательные-колоративы выступают в оценочной функции, многие из них терминологизируются: белый, красный, оранжевая революция. Синтаксис: эмоционально и экспресс.окрашенные конструкции (воскл.и вопрос.предложения, парцелляция, однородные ряды и т.д: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа; разг.конструкции: Прогулял – держи ответ; инверсия: Далеко от Новой Зеландии до основных центров международной жизни; ритор.фигуры: анафора, градация, ритор.вопрос, эпифора, антитеза, период: Чудом была Истра. Чудом был Можайск. Чудом была Чусовая; пассивные конструкции, отымённые предлоги: строится льнокомбинат, открыта новая гостиница; диалоговые средства, подчеркнутая авторская модальность, смена тональности; отточенные формулировки, аргумент.речь, логич.доказательства имеют целью убедить, воздействовать на ум и чувства оппонента одновременно. Наряду с 2осн.сферами речевой практики общества (кодифицированная и разговорная) формируется 3речевой массив-речевая система СМИ. Речевые процессы в СМИ находятся в тесной взаимосвязи с речевой практикой общества, поставляют огромное кол-во реч.продукции, произведенной людьми различ.возраста и образования, профессий и т.п. Значительно возрастает роль ж-та в процессе формирования уровня реч.культуры носителей языка, повышается ответственность за общий уровень культуры нации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: