Классификация ОО

Организационно-правовой статус (создается в законах):

Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное гражданами для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Собственностью имущества является общественное объединение, обладающее правами юридического лица, отдельные члены общественной организации права собственности не имеют.

Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социально-политические и иные общественно полезные цели, разделяемые его участниками.

Общественный фонд – вид некоммерческих Фондов, представляющий собой не имеющий членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его в собственных интересах. Руководящий орган фонда формируется учредителями (решением учредителей фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений) или участниками – путем избрания на съезде, конференции или общем собрании. Субъекты права собственности в общественных Фондах – постоянно действующие руководящие органы, которые осуществляют права собственности на имущество от имени общественных Фондов и в соответствии с уставом.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), которые получают имущество на правах оперативного управления. Доходы, полученные от самостоятельной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является удовлетворение потребностей лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Национально - культурные объединения (Объединяются беженцы, редкие народности. Закон о «Национальной культурной автономии»).

2.По преобладающей направленности деятельности:

А) ОО внутренней направленности (целевая аудитория – сами участники. Фиксированное членство) – интерналы:

Профессиональные ОО

«Общества взаимопомощи»

организация «клубного типа»

культурно-образовательные объединения (все сатанинские организации пытаются скрыться за этим).

Концепция развития

Б). ОО социальной направленности – экстерналы:

благотворительные организации, фонды

организации средовой направленности (экологические, природоохранные, историкокультурные)

Концепция социального действия

В). ОО смешанной направленности:

художественные объединения

национально-культурные организации

объединения духовно-нравственной направленности (нетрадиционной религии)

общественно-политические организации

Концепция строительства Гражданского общества

Г). Инфраструктурные организации (миссия- содействие развитию 3-го сектора в Рос.Фонд «Сорес»):

-организации, поддерживающие финансовую поддержку

- сервисные организации

СК функции:

По отношению к обществу:

Нормативная ф-ция

Организационная ф-ция (ОО как институт гражданского общества)

Экономическая ф-ция

Политическая ф-ция (лоббирование, формирование общественного мнения)

По отношению к культуре

Компенсаторная функция – создание дополнительных условий

Баланс сохранения и изменения (экологическое движение)

Ценностно - формирующая ф-ция

По отношению к личности

Социально-культурная интеграция (суть которой определяется способностью понимать, идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп, находить источник их дисгармонии).

Ф-ция индивидуализации (признание, самоуважение)

3. СКД в эпоху Екатерины II. (1729–1796), российская императрица, урожденная София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. В 1744 была обручена и в 1745 обвенчана с великим князем и наследником престола Петром Федоровичем, племянником императрицы Елизаветы. Этот брак деятельно поддерживал прусский король Фридрих, который видел в нем возможность улучшить отношения с Россией и ослабить австрийское влияние. В замужестве принцесса приняла имя Екатерины Алексеевны и перешла из лютеранства в православие. Екатерина II, вступившая на престол, не была похожа на мужа. Она быстро научилась говорить и писать по-русски, стала ходить в православную церковь и окружила себя русскими советниками. По своему уму, широте взглядов и умению находить себе сотрудников, она может считаться исключительной личностью. Она была образованной женщиной, много читала и писала, интересовалась историей, философией, политикой и литературой. Читала французских либеральных философов и считала себя их ученицей.

Екатерина превратила Россию в великую державу, встав в один ряд с другими европейскими монархами, проводившими политику просвещенного абсолютизма. Успешной была ее внешнеполитическая деятельность. При Екатерине Россия активно участвовала в трех разделах Польши; российская империя приобрела миллионы православных и русскоязычных подданных. В известной мере осуществилась мечта Ивана IV о воссоединении исконно русских земель.

Внутренняя политика Екатерины явилась плодом компромисса между ее склонностью к «просветительству» и необходимостью учитывать интересы дворянства, главной опоры трона. Государственные дела в России находились в расстройстве, поэтому Екатерина начала свое правление в России с попытки введения новых законов. Для их подготовки она созвала в 1767 Комиссию об уложении, состоявшую из 564 представителей дворянства, городов, свободных крестьян и правительственных учреждений. Для руководства Комиссией сама Екатерина подготовила подробный Наказ (1765–1767) из 655 статей, проникнутый идеями Монтескье, Беккариа и других теоретиков государства и права 18 в. После полутора лет существования Комиссия, не выдвинувшая никаких законодательных инициатив, была распущена.

Не сумев осуществить грандиозных планов и дать России новый кодекс законов, Екатерина приступила к проведению ряда административных реформ. В 1775, после некоторых незначительных изменений в сфере центрального управления, Екатерина принялась за реформу местной власти. Необходимость таких реформ стала очевидной после мощного крестьянского восстания под руководством Е.И.Пугачева (1773–1775), когда местная администрация выказала недееспособность и беспомощность. Екатерина увеличила число губерний с 20 до 51. В губерниях был реорганизован административный аппарат; в соответствии с западными идеями административные, финансовые и судебные функции власти были разделены. Создавались специальные суды для дворянства, мещан и свободных крестьян, при этом судьи выбирались из среды, подлежащей их юрисдикции. Судьи высших судов назначались царским повелением. В целом реформы проводились главным образом в интересах дворянства, так как из этого класса происходили все высшие государственные чиновники, поместное же дворянство получило полный контроль над провинцией.

В 1785 дворянству была передана большая часть административных функций, Екатерина подписала также жалованную грамоту, оформлявшую и расширявшую сословные привилегии дворян. Одновременно Екатерина подписала жалованную грамоту городам, упорядочивавшую до некоторой степени местное самоуправление. Хотя Екатерина определила гражданский статус дворян и среднего класса, она ничего не сделала для крепостных крестьян, положение которых в годы ее правления еще больше ухудшилось. В начале царствования она предполагала некоторое облегчение участи крепостных. Столкнувшись с враждебным отношением к такого рода проектам со сторона дворянства, Екатерина провела закрепощение более миллиона государственных крестьян, которые были распределены между ее фаворитами.

В числе экономических мероприятий времени ее царствования – открытие Кредитного банка, введение бумажных денег, сокращение обременительного налога на соль. Екатерина покровительствовала Вольному экономическому обществу, занятому распространением сельскохозяйственных знаний.

Друг, корреспондент, а иногда и меценат многих современных ей философов, Екатерина способствовала переводу их трудов на русский язык. В ее правление были разрешены частные типографии, она поощряла литературные занятия, сама писала статьи и пьесы, в которых проводила прогрессивные западные идеи. При Екатерине начали выходить многие журналы. В 1783 была основана Академия российская, научный центр для изучения русского языка. Ее первым президентом стала Е.Р. Дашкова, по инициативе которой она и была создана. Одновременно она занимала и второй не менее ответственный пост – директора Петербургской академии наук. Деятельность Е.Р. Дашковой была плодотворной. Она очень быстро наладила научную и издательскую деятельность Академии наук, а в качестве первоочередной задачи определила создание словаря национального русского языка. Причем к работе над словарем ей удалось привлечь крупнейших российских ученых, видных писателей, переводчиков и даже способных учеников Академической гимназии. На себя Дашкова взяла работу по сбору слов на буквы «Ц», «Ш» и «Щ». Результатом огромной работы явился «Словарь Академии российской, производным порядком расположенного» в шести частях, которые выходили с 1789 по 1794 год. Это был первый толковый и нормативный словарь на 40 тыс. слов, открывший начало русской лексикографии. Открылся первый книжный магазин. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов древних русских документов. Для изучения географии России организовывались научные экспедиции. Хотя Екатерине не удалось осуществить планы учреждения масштабной системы школьного образования, в период ее царствования открылось много школ, включая первые школы для девочек. В 1783 Екатерина организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Чтобы показать пример подданным, она сделала себе и сыну Павлу прививку против оспы. Московский университет становится крупнейшим культурным центром.

На протяжении XVIII века формируется российская научная школа, которая создаст не только теорию, но и примет участие в решении конкретных проблем, содействовавших развитию России. Одной из них было изучение и описание национального состава населения, природных и климатических условий, составление карт. Многочисленные экспедиции (В. Беринга, А. Чирикова, Д. и Х. Лаптевых, С. Крашенинникова, С. Малыгина), обследовали побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, территории Прикаспия, Сибири, Камчатки.

Успешно работали известные специалисты: в области горного дела В.И. Татищев, механики – А.К. Нартов, на строительстве Вышневолоцкого канала – М.И. Сердюков, математик – Л.Ф. Магницкий, первый русский доктор медицины – П.В. Постников. Горячим сторонником развития русской промышленности и торговли выступил И.Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Начало русской исторической науки положили труды В.И. Татищева, и М.В. Ломоносова.

При существенных изменениях в области быта, нравов, организации новых учреждений образования и науки интенсивно шел процесс формирования культурного слоя российского общества.

Русская культура XVIII века резко отличалась от культуры предшествующего столетия. Появился новый стиль – классицизм, затем его сменяет романтизм. В то же время она сохранила свое своеобразие и не стала копией европейских стилей. Во второй половине XVIII века русские архитекторы, нередко крепостные, создали неповторимые дворцово-парковые ансамбли, принадлежавшие русским вельможам: Архангельское, Кусково и Останкино, Кузьминки. Заканчивается господство барокко и наступает время классицизма, использовавшего наследие архитектуры Древней Греции и Рима. Величайшим мастером классицизма был В.И. Баженов, он построил дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Наступает расцвет русской скульптуры. Э. Фальконе выразил свое понимание личности Петра в памятнике императору на Сенатской площади. Со второй половины XVIII века начинает формироваться одна из богатейших коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания считается 1764 год – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников, преимущественно голландской и фламандской школ. Уже в 1774 году каталог насчитывал более двух тысяч произведений (картины, гравюры, рисунки, произведения античности, монеты, медали, книги – библиотека Вольтера. Русская живопись и скульптура достигают значительных высот. Появляются первые русские композиторы.

В XVIII веке получил развитие русский театр, который уже был не театром царской семьи, а превратился в публичный театр. Интерес публики к театру, связанный с подъемом национального самосознания, привел к созданию первого русского театра в Ярославле. Его основателем стал сын ярославского купца Ф.Г. Волков.1756 – год рождения российского театра, директором которого назначен Сумароков, а Волков становится первым его актером. За особые заслуги Екатерина II в 1762 году пожаловала Волкову российское дворянство и деревни.

Наряду с первыми постоянными профессиональными государственными публичными театрами в Петербурге и Москве, существовали крепостные театры. В XVIII веке широкое распространение в России получило музыкальное искусство. Если любительское домашнее музицирование и вокальное исполнение в дворянской среде считалось правилом «хорошего тона», то их профессиональные публичные выступления относились к плохому тону» и считались недопустимыми. С участием зарубежных и русских исполнителей начинают проводиться домашние и публичные концерты. Русские композиторы Е.И. Фомин, О.А. Козловский, Д.С. Бортнянский и другие создают музыкальные произведения в различных жанрах – от оперы до романса.

Широко развивается издательская деятельность. В 90ых годах ХVIII века ежегодно издается около 300 книг и 32 журнала. Растет число поэтов и писателей. Писатели того периода являлись представителями классического стиля в литературе, что находило свое отражение в тематике, сюжетах, языке, жанровом разнообразии литературы. Оды, лирические песни, басни, эпиграммы, сатира, трагедии и комедии – вот то жанровое разнообразие, которое составили Антиох Кантемир, реформатор русского языка и стихосложения В.К. Тредиаковский, основоположник русской драматургии А.П. Сумароков, блестящий автор комедий Д.И. Фонвизин, крупнейший поэт своей эпохи Г.Р. Державин. Эпоха Екатерины недаром считается началом "Золотого века" русской литературы.

В течение царствования Екатерины II у нее было несколько фаворитов. Главным из них был Потемкин, который оказался выдающимся государственным деятелем и дипломатом и во многом содействовал успеху царствования Екатерины. У Екатерины II был большой дипломатический талант. Пользуясь советами выдающихся людей того времени, она разумно направляла внешнюю политику России. Екатерина II считала себя продолжательницей дела Петра Великого. Произведенные ею реформы внутреннего управления Россией доказывают знание ею условий русской жизни. При Екатерине национальный престиж России заметно возрос. Была усовершенствована организация Российской империи, страна значительно продвинулась в культурном отношении, общественное сознание впитало новые идеи, было положено начало развитию национальной литературы и прогрессу российской науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: