Исходной операцией в процессе проектирования является анализ ситуации.
Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность, организация, регион.
Ситуации бывают:
объективные и субъективные,
перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта),
управляемые и неуправляемые.
Ситуация характеризует как внутренние, так и внешние по отношению к субъекту условия, опосредующие его активность, создавая тем самым предпосылки для их преобразования или преодоления.
В качестве объекта анализа могут выступать:
совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения (например, бизнес-структуры, включая и ее макросреду);
ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей (регион, город, район, поселение);
обстоятельства жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения (которая рассматривается как реальная или потенциальная аудитория проекта).
|
|
Структура и масштаб анализируемой ситуации определяется видом проекта. Например, при проектировании тура предварительно характеризуется объект путешествий, и прежде всего с точки зрения наличия или отсутствия туристских ресурсов, а также факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристско–экскурсионный потенциал: благоприятные климатические и природные условия; ландшафтную привлекательность; историко–культурный потенциал; экологическое состояние территории; социально–экономическая и политическая ситуация в регионе.
Характеристика ситуации осуществляется по двум базовым параметрам:
проблемы;
ресурсы (те скрытые резервы, которые при определенных и проектно обоснованных условиях становятся средством разрешения или оптимизации ситуации).
Категория «проблема» фиксирует различные грани ситуации:
проблемы - существующие факты неблагополучия в тех или иных сферах жизни, различного рода утраты и препятствия, затрудняющие процесс жизнедеятельности субъекта (личности, социальной группы, организации). По отношению к субъекту маркетинговой коммуникации проблемы – это определенного рода вызовы конкурентной среды, дефициты развития, препятствия и опасности.
проблемы – этот субъективно переживаемое (т.е. осознанное) противоречие между реальным и желаемым, целями и средствами (например, когда используемые средства неадекватны поставленным целям и задачам, и в этой ситуации возникает необходимость в изменениях).
|
|
проблема есть несоответствие (в тех или иных элементах ситуации) сущего и должного, реального и нормативного, которое фиксируется неким субъектом (менеджером, проектировщиком, педагогом и т.д.).
Т.О. ситуация выступает в качестве модели анализа, позволяя: операционально описать некую совокупность условий и проблем функционирования субъекта (включая социокультурную и маркетинговую среду, сферы жизнедеятельности, образ жизни реальной или потенциальной аудитории проекта); выявить те необходимые ресурсы, которые сделают возможным решение или минимизацию этих проблем в рамках проекта.
Ведущая технология, используемая на данном этапе – проблематизция. Она включает в себя несколько операций:
• диагностику всей совокупности проблем (носителем которых может быть личность, социальная группа, организация, регион и т.д.);
• ранжирование проблем (определение степени их актуальности по системе критериев);
• установление причинно–следственной зависимости между различными группами проблем;
• классификацию проблем по различным основаниям (характеру проблем, в зависимости от их распределения по элементам ситуации, радиусу действия);
• позиционирование проблем – определение тех социальных сил, структур и субъектов, для которых данная проблема актуальна, которые заинтересованы в ее решении или в поддержке будущего проекта. Их в дальнейшей логике проектирования следует рассматривать в качестве носителя и источника различного рода ресурсов – финансовых, социальных, административных, технологических, маркетинговых.
Основными методами получения исходной информации, необходимой для всестороннего анализа ситуации, являются: поисково–инновационные игры, экспертные оценки, анализ статистической информации, социологические исследования специальные маркетинговые исследования (метод фокус–групп, метод «репертуарных решеток» и т.д.).
Результатами проблематизации являются:
Обоснование приоритетных областей проектирования - в этом качестве следует рассматривать наиболее значимые с точки зрения инициатора проекта или его аудитории сферы и виды деятельности. Критериями значимости той или иной области проектирования служат:
максимальная концентрация проблем;
наличие возможностей и ресурсов их решения.
Выявление и характеристика социальных сил, заинтересованных в решении проблем (что важно для финансирования проекта, получения иных ресурсов и форм поддержки).