БЕРДАХ
Видный каракалпакский поэт и мыслитель Бердымурот Кар' гобой улы (литературный псевдоним Вердах) (1827—1900) получил первоначальное образование в религиозной школе-медресе, хорошо знал историю восточной литературы. В главном произведении поэме «Ахмак-подшо» («Царь-самодур»), в которой более трех тысяч строк, Бердах размышляет о несправедливом устройстве окружающего мира. Бердах — певец народа, выразитель его чаяний и стремлений. Заслуживают особого внимания высказывания Вердаха о народе, о роли поззии и поэта в обществе.
Фрагменты из стихотворений Бердаха подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Бердах. Избранные произведения. Ташкент, 1951.
[О СВОЕЙ ЭПОХЕ]
Петля нужды сдавила людям горло. Мне трудно говорить, и стих не вяжется, Будь проклят мир!.. В груди дыханье сперло. Земля мне сморщенной ладонью кажется!
* * *
Нет правды в сердце у царя и бека, Нет счастья у простого человека. Тот мир, где я влачу остаток века, Несправедливым мне и лживым кажется.
|
|
* * *
В селеньях наших — холод и разруха. И голоден бедняк, и счастье глухо. Бездельник-бай наращивает брюхо, Но брюхо скоро лопнет — так мне кажется
(стр. 31-33).
* * *
Если не будешь работать, как вол, Не проживешь в наше трудное время. Если ты счастья досель не нашел, То не найдешь в наше трудное время.
* * *
Утки, и те улетели с болот. Время тяжелое, стонет народ. Семьи разбиты. Мне жалко сирот! Сумрак покрыл наше горькое время.
Подлым в жестокости нету преград. Делают с бедными все, что хотят. Честные люди без хлеба сидят. Ложь без границ в наше лживое время!
(Стр. 22-23)
[О НАРОДЕ]
Бердах, да будет звучен голос твой. Ищи слова, о жизни песню пой. Будь чист и пред людьми, и пред собой. Насколько хватит сил — служи народу!
* * *
В народе — сила и мечта твоя,
Ты вне его не мысли бытия.
В какие б ты ни заходил края,
Свой труд и жизнь свою отдай народу!
* * *
Батыр батыра за собой ведет,
Свои слова он обращает в мед —<
Его устами говорит народ...
Он — сын народа; он — слуга народу!
Достойные народу отдают
Все без остатка — разум свой и труд.
Родной народ свой к счастию ведут
Они — достойные служить народу!
* * *
Плохих людей не милуй, не жалей: Плохие люди не нужны народу!
* * *
Тот, кто народу предан до конца, Тот награжден, хоть и не ждал венца: Его венчает слава мудреца, Все, чем богат, он отдает народу!
* * *
Мы смертны все. И мой придет черед. Но песнь моя меня переживет, Я много знаю, я смотрю вперед, И знания я'отдаю народу
(стр. 15—18).
[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ]
Жестоким людям дорог их покой, До беков не доходит стон людской. Хотя к ним золото течет рекой, Они копейки не дадут народу!
|
|
(Стр. 16)
* * *
Жестоки богачи, и бог жесток. Их произвола я стерпеть не смог.
* * *
Терзая нас невежеством своим, Плохой считает честного плохим, Все богачи живут трудом чужим. О, если б правду отыскать народу!
Смотрите, люди, тянется рука Богатого к лепешке бедняка. Богач — тебя предаст наверняка, Он — враг тебе и твоему народу!
* * *
У подлого, у богача отца Родится сын с душою подлеца. Мне кажется, плохому нет конца. От богатеев пользы нет народу!
(Стр. 19-20)
* * *
Веки житья не дают никому. Ищешь защиты — сажают в тюрьму. Скажут виновен — и быть по сему. Сумрак покрыл наше горькое время!
(Стр. 22)
От богачей ничего, никогда Люди не видели, кроме вреда. Волкам подобны, что травят стада, Баи тиранят народ в наше время!
(Стр. 24)
* * *
Жизнь бедняка труднее год от года, Он стонет от чиновника-урода,
Муллы и ханы — палачи народа... Все богачи мне пауками кажутся
(стр. 32).
* * *
А мечеть? И в мечети служителей много, Кровь сосущих во имя великого бога. Им — ишанам — не надо бояться налога, Потому что введен не для знати налог
(стр. 35).
* * *
Людям богатым и власть, и почет, Бедным — бесправье и горечь невзгод. Вечно богатство к богатым течет, На бедняков никогда не посмотрит!
(Стр. 50)
[О МОРАЛИ И ДРУЖБЕ]
Знай цену дружбе, цену знай словам, Не доставляй страдания друзьям. Неси им счастье — будешь счастлив сам. Друзья тебе, они — друзья народу!
(Стр. 18)
» * *
Людей цени по их прямым делам, Не обижай друзей, но мсти врагам. Подобострастным не внимай словам, Беги дурного смолоду, о сын мой!
(Стр. 51)
* * *
Умей, мой сын, почувствовать душой, Кто человек хороший, кто плохой. И за достойным светлою тропой Безропотно, бесстрашно следуй, сын мой!
* * *
Сказал — от слов своих не отступай! Ничтожным людям тайн не доверяй И никогда друзей не обижай, Но недругов не пощади, о сын мой!
* * *
Богатство улыбнется — не гордись
И роскоши ненужной сторонись.
Сиротам помогая, не скупись.
Будь чистосерд и прямодушен, сын мой!
* * *
Чем с ненадежным, лучше одному Идти, не одолжаясь никому. Цени своих друзей по их уму, Друзей неумных избегая, сын мой!
И где б тебя ни встретила весна, Пусть пред тобой стоит твоя страна: Обширен мир, но родина одна. И ты не забывай об этом, сын мой! [...] Утешь своим участьем бедняка, Не пожалей последнего куска, У бедняка цель жизни далека, Подай ему на счастье руку, сын мой!
(Стр. 52—53)
* * *
Будь сердцем тверд и чист душой
(стр. 54).
[О РЕЛИГИИ И СЛУЖИТЕЛЯХ РЕЛИГИИ]
Аллах врагам народа силу дал, Зато людей достойных в грязь втоптал. Ищан по воле бога вором стал. Ишаны все приносят вред народу!
(Стр. 19)
* * *
Муллы в молитвах богу неустанны, В руках ишанов пухлые кораны, А мне муллы, и шейхи, и ишаны Похожими на всех шайтанов кажутся!
(Стр. 31)
[О ПОЭЗИИ]
Само к поэту слово не придет. Не будет слова, если сердце — лед. Лишь честный слово нужное найдет, И это слово путь найдет к народу
(стр. 20).
ФУРКАТ
Фуркат (Закирджан Халмухамедов) (1858—1909) — видный представитель передовой общественной мысли Узбекистана конца XIX в. Он выступил с критикой реакционных утверждении
Если русский народ предлагает нам изучать его язык и грамоту, то он не желает нам зла. Наоборот, он хочет, чтобы наша страна процветала, чтобы население благоденствовало. Русский народ всегда печется о том, чтобы мы были обеспечены и довольны. [...] |
знати и мусульманского духовенства, с защитой просвещения. Фуркат призывал изучать русскую культуру, науку, технику, ратовал за сближение и сотрудничество народов Средней Азии с русским народом. В 1889—1893 гг. появляются его оригинальные произведения, сыгравшие значительную роль в развитии общественной мысли узбекского народа.
Демократ-просветитель Фуркат был одним из основоположников реализма в узбекской литературе. Делом чести поэтов он считал правдивое отражение жизни в художественных произвел дениях. Антиклерикальный характер его лучших произведений был связан с материалистическими тенденциями. Не в религии, не в старых обычаях, а в науке и просвещении он видел источник прогресса, путь к расцвету родной страны и улучшению благосостояния народа.
|
|
Фрагменты из произведений Фурката подобраны автором данного вступительного текста III. Ф. Мамедовым по изданию: «Материалы по истории прогрессивной общественно-политической мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957.
[О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ]
О юноши! Сейчас столетие такое,
Что входит в нашу жизнь, как в сказке волшебство,
Россия принесла земле счастливый век...
О юноши! Затмил преданья прошлых лет
Российской мудрости неоценимый свет.
Изобретениям науки нет числа,
Нам их великая Россия принесла. [...]
Нашему народу нужно быть с русским народом вместе... Для этого нужно знать обычаи русских. Подражать во всем хорошем и приятном русскому народу для собственной пользы. [...]
Мы видели, слышали эпоху прошедших ханов, когда из месяца в месяц разорялась и расхищалась страна от набегов врагов, сиротели дети, жены оставались вдовами, и лишь с приходом русских в Фергану мусульмане были освобождены от этой тяжелой участи. [...]
В тиши рассветной за мужицким плугом Фельдмаршал шел. И старая земля К его ногам ложилась полукругом, Подрубленной травою шевеля. Он, в деревне мальчишек собирая, Солдатской кашей из котла кормил. И эта армия крестьянская, босая Была ему явленьем русских сил. [...]
[О НАУКЕ]
Достигнешь цели ты, наукой овладев, Осуществишь мечты, наукой овладев. Осведомленным стань во всех науках, друг, И каждая из них понадобится вдруг. [...] Жаль, что наши ханы, беки весь свой век Проводили праздно, в поисках услад. Возле них ученых не было людей. Из невежд придворных состоял их штат. Не было заботы об ученых; им Не давали хода, почестей, наград. Если б их ценили, — разве бы стране Не было бы пользы больше во сто крат! Это всем докажет хоть такой пример: Наука — садовник, а отчизна — сад. [...]
|
|
[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ]
Я огорчен коварством неба: невежда в роскоши живет, А мудреца подстерегают невзгоды длинною чредой. [...] Посмотрите на кокандских богачей самовлюбленных, —
тьфу на них! Ездят, важно развалившись в пароконных фаэтонах, -~
тьфу на них! Суетятся, вертят, крутят... на чужие деньги.
Кулл, дураки!... К ростовщичеству, к наживе, несомненно,
с колыбели вас влечет. Прочь от милостыней ваших, преступленьями
клейменных, — тьфу на них! [...]
Грош голодному, а сотни тратите на угощенье богачей, Мулл, ишанов-блюдолизов, чести, совести
лишенных, — тьфу на них! Толстобрюхие невежды. Ведь осел в сравнении
с вами — грамотей! На отцов духовных ваших, богословов лжеученых, —
тьфу на них! Сколько б ты ни обличал их, сколько б ни плевал
им в рожи, о Фуркат! Снова плюй на сброд богатый, на мошенников
прожженных, — тьфу на них! (Стр. 319-321)
МУКИМИ
Мукими (Мухаммед Амин-ходжа, 1851—1903) родился в Коканде в бедной семье. В истории узбекской общественной мысли он сыграл большую роль как писатель, выражающий настроение и интересы крестьянской массы, городской бедноты. Поэт-демократ Мукими в своих сатирических произведениях смело обличал угнетателей народа: баев,рос-товщико'в, чиновников, фабрикантов и представителей духовенства.
Нижеприведенные выдержки из произведений Мукими подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по книге: «Материалы по истории прогрессив-. ной общественно-философской мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957.
... Прежде знал он стыд и совесть, но давно их потерял. В Мекке был, но лишь грязнее стал душою сын греха.... Сын греха — подобный титул лишь тебе принадлежит, Титул этот будет признан всей землею, сын греха. Ты — великий греховодник. Даже своего врага Мукими не называет кличкой злою: «Сын греха».
То шапку носит, то чалму, — его зовут святой. Аллаха сотню раз предаст за пять минут святой. Его известны чудеса: он нюхает везде, — Заслышав жареного дух, уж тут как тут святой. С его не сходят языка бесстыдные слова, — Боюсь, камнями как-нибудь тебя побьют, святой! Нечистое увидит он и тащит прямо в рот, Но чистою обмоет кость великий плут святой. Замерзнешь в шубе меховой в июльский жаркий день, Едва задумает острить ханжа и шут святой. Он самый толстый на земле, он весит больше всех, Хотя придет без добрых дел на Страшный суд святой!
. (Стр. 311-312)
[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ]
Пришли к хакиму люди и говорят они: «Судьба нам подарила страдания одни. Освободи от пени, — на города взгляни.
Народ снует в тревоге и слезы льет из глаз. Мы умерли, но палкой бьют после смерти нас. О нищете и ценах твердим мы каждый рая».
* * *
В кишлаке — как совьи дупла хижины и шалаши... Люди там едят колючку, от которой мрет верблюд, Кукурузную лепешку ханским пиром там зовут, Постный суп из тыквы лучше хафалакцам прочих блюд, Мясо никогда не видя, корни трав они толкут И едят их ежедневно, говоря: «Наш сумалак!»
* * *
Кто правит, тот и прав, — мы — никогда, И в этом наша главная беда
(стр. 308).
[О ДУХОВЕНСТВЕ]
Кто его чалму увидит — думает: «Большой мулла!» Букв не знает, хоть украшен сединою сын греха....Нищему в гроше откажет, будто медный этот грош Птицею Анка считает неземною — сын греха.
[О ЦАРСКИХ ЧИНОВНИКАХ]
Моя беда — начальнику доход, —
Обмер полей бывает каждый год.
Али-Ходжа и Хакимжан — друзья;
Их уподоблю новобрачным я.
Один другому о любви поет
(Здесь совершенно ни при чем расчет).
Один хитрец: что ни словечко — ложь.
Другой на дикого быка похож...
Али-Ходжа едва с коня сойдет,
Без устали, не умолкая, врет:
Я, может быть, курчонком вам кажусь,
Но я за вас как следует возьмусь.
Я сам — ходжа, Шахлик-Мазар — мой дед.
...Я ваш хаким — богач из богачей.
Добиться надо милости моей.
Дано мне право жечь, топтать, крушить.
Дано мне право голову рубить.
Я захочу — и покараю вас,
Я захочу — и обласкаю вас.
...Ты гостя дорогого не признал.
А я готов начать обмер полей.
Трех мардикеров дай мне поскорей,
Танаб — веревку протащить могу.
По вашему дрянному кишлаку,
По вашим землям твердою стопой
Пройдусь и покажу, кто я такой.
Для вас из кожи лезешь, вон, а вы
Не клоните пред нами головы.
Им два за десять, аксакал, считай
ПРИМЕЧАНИЯ |
Да пошевеливайся, негодяй! [...]
Ты, мой мингбаши, «правильно» живешь —
Без взятки пальцем не пошевельнешь,
Ты ласков с тем, кто хорошо одет,
Строг с оборванцем — что с него возьмешь?!
Ты — только управитель волостной,
Что ж не по чину золото гребешь?
Надулся, смотришь — сколько могут дать, "
Гияс — твой писарь — на тебя похож.
Ждет не дождется, стонет Мукими:
Когда же, мингбаши, помрешь?!
(Стр. 309—310)
УКАЗАТЕЛИ |
[БОРЬБА С КОНСЕРВАТИВНЫМИ И РЕАКЦИОННЫМИ СИЛАМИ В ЛИТЕРАТУРЕ]
Оставь же классический стиль... моему он слуху чужд,
И если петь в кругу друзей —
Гульяр, ты лучше запой.
На упрек Мухи правдивым словом отвечай, поэт:
Время доброе настанет, люди вспомнят Мукими!
Что бы мне ни угрожало, правду буду говорить,
Даже если мне за это саблей голову снесут
(стр. 307).
ПРИМЕЧАНИЯ *
ПНИН
1 Слова, заключенные здесь в квадратные скобки, были вычеркнуты цензором. — SO.