Узбекистан

БЕРДАХ

Видный каракалпакский поэт и мыслитель Бердымурот Кар' гобой улы (литературный псевдоним Вердах) (1827—1900) полу­чил первоначальное образование в религиозной школе-медресе, хорошо знал историю восточной литературы. В главном произве­дении поэме «Ахмак-подшо» («Царь-самодур»), в которой более трех тысяч строк, Бердах размышляет о несправедливом устрой­стве окружающего мира. Бердах — певец народа, выразитель его чаяний и стремлений. Заслуживают особого внимания высказы­вания Вердаха о народе, о роли поззии и поэта в обществе.

Фрагменты из стихотворений Бердаха подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Бердах. Избранные произведения. Ташкент, 1951.


[О СВОЕЙ ЭПОХЕ]

Петля нужды сдавила людям горло. Мне трудно говорить, и стих не вяжется, Будь проклят мир!.. В груди дыханье сперло. Земля мне сморщенной ладонью кажется!

* * *

Нет правды в сердце у царя и бека, Нет счастья у простого человека. Тот мир, где я влачу остаток века, Несправедливым мне и лживым кажется.

* * *

В селеньях наших — холод и разруха. И голоден бедняк, и счастье глухо. Бездельник-бай наращивает брюхо, Но брюхо скоро лопнет — так мне кажется

(стр. 31-33).


* * *

Если не будешь работать, как вол, Не проживешь в наше трудное время. Если ты счастья досель не нашел, То не найдешь в наше трудное время.

* * *

Утки, и те улетели с болот. Время тяжелое, стонет народ. Семьи разбиты. Мне жалко сирот! Сумрак покрыл наше горькое время.

Подлым в жестокости нету преград. Делают с бедными все, что хотят. Честные люди без хлеба сидят. Ложь без границ в наше лживое время!

(Стр. 22-23)

[О НАРОДЕ]

Бердах, да будет звучен голос твой. Ищи слова, о жизни песню пой. Будь чист и пред людьми, и пред собой. Насколько хватит сил — служи народу!

* * *

В народе — сила и мечта твоя,

Ты вне его не мысли бытия.

В какие б ты ни заходил края,

Свой труд и жизнь свою отдай народу!

* * *

Батыр батыра за собой ведет,

Свои слова он обращает в мед —<

Его устами говорит народ...

Он — сын народа; он — слуга народу!

Достойные народу отдают

Все без остатка — разум свой и труд.

Родной народ свой к счастию ведут

Они — достойные служить народу!

* * *

Плохих людей не милуй, не жалей: Плохие люди не нужны народу!

* * *

Тот, кто народу предан до конца, Тот награжден, хоть и не ждал венца: Его венчает слава мудреца, Все, чем богат, он отдает народу!


* * *

Мы смертны все. И мой придет черед. Но песнь моя меня переживет, Я много знаю, я смотрю вперед, И знания я'отдаю народу

(стр. 15—18).

[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ]

Жестоким людям дорог их покой, До беков не доходит стон людской. Хотя к ним золото течет рекой, Они копейки не дадут народу!

(Стр. 16)

* * *

Жестоки богачи, и бог жесток. Их произвола я стерпеть не смог.

* * *

Терзая нас невежеством своим, Плохой считает честного плохим, Все богачи живут трудом чужим. О, если б правду отыскать народу!

Смотрите, люди, тянется рука Богатого к лепешке бедняка. Богач — тебя предаст наверняка, Он — враг тебе и твоему народу!

* * *

У подлого, у богача отца Родится сын с душою подлеца. Мне кажется, плохому нет конца. От богатеев пользы нет народу!

(Стр. 19-20)

* * *

Веки житья не дают никому. Ищешь защиты — сажают в тюрьму. Скажут виновен — и быть по сему. Сумрак покрыл наше горькое время!

(Стр. 22)

От богачей ничего, никогда Люди не видели, кроме вреда. Волкам подобны, что травят стада, Баи тиранят народ в наше время!

(Стр. 24)

* * *

Жизнь бедняка труднее год от года, Он стонет от чиновника-урода,


Муллы и ханы — палачи народа... Все богачи мне пауками кажутся

(стр. 32).

* * *

А мечеть? И в мечети служителей много, Кровь сосущих во имя великого бога. Им — ишанам — не надо бояться налога, Потому что введен не для знати налог

(стр. 35).

* * *

Людям богатым и власть, и почет, Бедным — бесправье и горечь невзгод. Вечно богатство к богатым течет, На бедняков никогда не посмотрит!

(Стр. 50)

[О МОРАЛИ И ДРУЖБЕ]

Знай цену дружбе, цену знай словам, Не доставляй страдания друзьям. Неси им счастье — будешь счастлив сам. Друзья тебе, они — друзья народу!

(Стр. 18)

» * *

Людей цени по их прямым делам, Не обижай друзей, но мсти врагам. Подобострастным не внимай словам, Беги дурного смолоду, о сын мой!

(Стр. 51)

* * *

Умей, мой сын, почувствовать душой, Кто человек хороший, кто плохой. И за достойным светлою тропой Безропотно, бесстрашно следуй, сын мой!

* * *

Сказал — от слов своих не отступай! Ничтожным людям тайн не доверяй И никогда друзей не обижай, Но недругов не пощади, о сын мой!

* * *

Богатство улыбнется — не гордись

И роскоши ненужной сторонись.

Сиротам помогая, не скупись.

Будь чистосерд и прямодушен, сын мой!


* * *

Чем с ненадежным, лучше одному Идти, не одолжаясь никому. Цени своих друзей по их уму, Друзей неумных избегая, сын мой!

И где б тебя ни встретила весна, Пусть пред тобой стоит твоя страна: Обширен мир, но родина одна. И ты не забывай об этом, сын мой! [...] Утешь своим участьем бедняка, Не пожалей последнего куска, У бедняка цель жизни далека, Подай ему на счастье руку, сын мой!

(Стр. 52—53)

* * *

Будь сердцем тверд и чист душой

(стр. 54).

[О РЕЛИГИИ И СЛУЖИТЕЛЯХ РЕЛИГИИ]

Аллах врагам народа силу дал, Зато людей достойных в грязь втоптал. Ищан по воле бога вором стал. Ишаны все приносят вред народу!

(Стр. 19)

* * *

Муллы в молитвах богу неустанны, В руках ишанов пухлые кораны, А мне муллы, и шейхи, и ишаны Похожими на всех шайтанов кажутся!

(Стр. 31)

[О ПОЭЗИИ]

Само к поэту слово не придет. Не будет слова, если сердце — лед. Лишь честный слово нужное найдет, И это слово путь найдет к народу

(стр. 20).

ФУРКАТ

Фуркат (Закирджан Халмухамедов) (1858—1909) — видный представитель передовой общественной мысли Узбекистана кон­ца XIX в. Он выступил с критикой реакционных утверждении


Если русский народ предлагает нам изучать его язык и грамоту, то он не желает нам зла. Наоборот, он хочет, чтобы наша страна процветала, чтобы население благо­денствовало. Русский народ всегда печется о том, чтобы мы были обеспечены и довольны. [...]

знати и мусульманского духовенства, с защитой просвещения. Фуркат призывал изучать русскую культуру, науку, технику, ратовал за сближение и сотрудничество народов Средней Азии с русским народом. В 1889—1893 гг. появляются его оригинальные произведения, сыгравшие значительную роль в развитии обще­ственной мысли узбекского народа.

Демократ-просветитель Фуркат был одним из основоположни­ков реализма в узбекской литературе. Делом чести поэтов он считал правдивое отражение жизни в художественных произвел дениях. Антиклерикальный характер его лучших произведений был связан с материалистическими тенденциями. Не в религии, не в старых обычаях, а в науке и просвещении он видел источ­ник прогресса, путь к расцвету родной страны и улучшению благосостояния народа.

Фрагменты из произведений Фурката подобраны автором дан­ного вступительного текста III. Ф. Мамедовым по изданию: «Ма­териалы по истории прогрессивной общественно-политической мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957.

[О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ]

О юноши! Сейчас столетие такое,

Что входит в нашу жизнь, как в сказке волшебство,

Россия принесла земле счастливый век...

О юноши! Затмил преданья прошлых лет

Российской мудрости неоценимый свет.

Изобретениям науки нет числа,

Нам их великая Россия принесла. [...]

Нашему народу нужно быть с русским народом вме­сте... Для этого нужно знать обычаи русских. Подра­жать во всем хорошем и приятном русскому народу для собственной пользы. [...]

Мы видели, слышали эпоху прошедших ханов, когда из месяца в месяц разорялась и расхищалась страна от набегов врагов, сиротели дети, жены оставались вдовами, и лишь с приходом русских в Фергану мусульмане были освобождены от этой тяжелой участи. [...]

В тиши рассветной за мужицким плугом Фельдмаршал шел. И старая земля К его ногам ложилась полукругом, Подрубленной травою шевеля. Он, в деревне мальчишек собирая, Солдатской кашей из котла кормил. И эта армия крестьянская, босая Была ему явленьем русских сил. [...]


[О НАУКЕ]

Достигнешь цели ты, наукой овладев, Осуществишь мечты, наукой овладев. Осведомленным стань во всех науках, друг, И каждая из них понадобится вдруг. [...] Жаль, что наши ханы, беки весь свой век Проводили праздно, в поисках услад. Возле них ученых не было людей. Из невежд придворных состоял их штат. Не было заботы об ученых; им Не давали хода, почестей, наград. Если б их ценили, — разве бы стране Не было бы пользы больше во сто крат! Это всем докажет хоть такой пример: Наука — садовник, а отчизна — сад. [...]

[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ]

Я огорчен коварством неба: невежда в роскоши живет, А мудреца подстерегают невзгоды длинною чредой. [...] Посмотрите на кокандских богачей самовлюбленных, —

тьфу на них! Ездят, важно развалившись в пароконных фаэтонах, -~

тьфу на них! Суетятся, вертят, крутят... на чужие деньги.

Кулл, дураки!... К ростовщичеству, к наживе, несомненно,

с колыбели вас влечет. Прочь от милостыней ваших, преступленьями

клейменных, — тьфу на них! [...]

Грош голодному, а сотни тратите на угощенье богачей, Мулл, ишанов-блюдолизов, чести, совести

лишенных, — тьфу на них! Толстобрюхие невежды. Ведь осел в сравнении

с вами — грамотей! На отцов духовных ваших, богословов лжеученых, —

тьфу на них! Сколько б ты ни обличал их, сколько б ни плевал

им в рожи, о Фуркат! Снова плюй на сброд богатый, на мошенников

прожженных, — тьфу на них! (Стр. 319-321)



МУКИМИ

Мукими (Мухаммед Амин-ход­жа, 1851—1903) родился в Коканде в бедной семье. В истории узбекской общественной мысли он сыграл боль­шую роль как писатель, выражаю­щий настроение и интересы кресть­янской массы, городской бедноты. Поэт-демократ Мукими в своих са­тирических произведениях смело об­личал угнетателей народа: баев,рос-товщико'в, чиновников, фабрикантов и представителей духовенства.

Нижеприведенные выдержки из произведений Мукими подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по книге: «Материалы по истории прогрессив-. ной общественно-философской мыс­ли в Узбекистане». Ташкент, 1957.


... Прежде знал он стыд и совесть, но давно их потерял. В Мекке был, но лишь грязнее стал душою сын греха.... Сын греха — подобный титул лишь тебе принадлежит, Титул этот будет признан всей землею, сын греха. Ты — великий греховодник. Даже своего врага Мукими не называет кличкой злою: «Сын греха».

То шапку носит, то чалму, — его зовут святой. Аллаха сотню раз предаст за пять минут святой. Его известны чудеса: он нюхает везде, — Заслышав жареного дух, уж тут как тут святой. С его не сходят языка бесстыдные слова, — Боюсь, камнями как-нибудь тебя побьют, святой! Нечистое увидит он и тащит прямо в рот, Но чистою обмоет кость великий плут святой. Замерзнешь в шубе меховой в июльский жаркий день, Едва задумает острить ханжа и шут святой. Он самый толстый на земле, он весит больше всех, Хотя придет без добрых дел на Страшный суд святой!

. (Стр. 311-312)


[ОБ УГНЕТАТЕЛЯХ И УГНЕТЕННЫХ]

Пришли к хакиму люди и говорят они: «Судьба нам подарила страдания одни. Освободи от пени, — на города взгляни.

Народ снует в тревоге и слезы льет из глаз. Мы умерли, но палкой бьют после смерти нас. О нищете и ценах твердим мы каждый рая».

* * *

В кишлаке — как совьи дупла хижины и шалаши... Люди там едят колючку, от которой мрет верблюд, Кукурузную лепешку ханским пиром там зовут, Постный суп из тыквы лучше хафалакцам прочих блюд, Мясо никогда не видя, корни трав они толкут И едят их ежедневно, говоря: «Наш сумалак!»

* * *

Кто правит, тот и прав, — мы — никогда, И в этом наша главная беда

(стр. 308).

[О ДУХОВЕНСТВЕ]

Кто его чалму увидит — думает: «Большой мулла!» Букв не знает, хоть украшен сединою сын греха....Нищему в гроше откажет, будто медный этот грош Птицею Анка считает неземною — сын греха.


[О ЦАРСКИХ ЧИНОВНИКАХ]

Моя беда — начальнику доход, —

Обмер полей бывает каждый год.

Али-Ходжа и Хакимжан — друзья;

Их уподоблю новобрачным я.

Один другому о любви поет

(Здесь совершенно ни при чем расчет).

Один хитрец: что ни словечко — ложь.

Другой на дикого быка похож...

Али-Ходжа едва с коня сойдет,

Без устали, не умолкая, врет:

Я, может быть, курчонком вам кажусь,

Но я за вас как следует возьмусь.

Я сам — ходжа, Шахлик-Мазар — мой дед.

...Я ваш хаким — богач из богачей.

Добиться надо милости моей.

Дано мне право жечь, топтать, крушить.

Дано мне право голову рубить.

Я захочу — и покараю вас,

Я захочу — и обласкаю вас.

...Ты гостя дорогого не признал.

А я готов начать обмер полей.

Трех мардикеров дай мне поскорей,

Танаб — веревку протащить могу.

По вашему дрянному кишлаку,

По вашим землям твердою стопой

Пройдусь и покажу, кто я такой.

Для вас из кожи лезешь, вон, а вы

Не клоните пред нами головы.

Им два за десять, аксакал, считай


ПРИМЕЧАНИЯ

Да пошевеливайся, негодяй! [...]

Ты, мой мингбаши, «правильно» живешь —

Без взятки пальцем не пошевельнешь,

Ты ласков с тем, кто хорошо одет,

Строг с оборванцем — что с него возьмешь?!

Ты — только управитель волостной,

Что ж не по чину золото гребешь?

Надулся, смотришь — сколько могут дать, "

Гияс — твой писарь — на тебя похож.

Ждет не дождется, стонет Мукими:

Когда же, мингбаши, помрешь?!

(Стр. 309—310)


УКАЗАТЕЛИ

[БОРЬБА С КОНСЕРВАТИВНЫМИ И РЕАКЦИОННЫМИ СИЛАМИ В ЛИТЕРАТУРЕ]

Оставь же классический стиль... моему он слуху чужд,

И если петь в кругу друзей —

Гульяр, ты лучше запой.

На упрек Мухи правдивым словом отвечай, поэт:

Время доброе настанет, люди вспомнят Мукими!

Что бы мне ни угрожало, правду буду говорить,

Даже если мне за это саблей голову снесут

(стр. 307).


ПРИМЕЧАНИЯ *

ПНИН

1 Слова, заключенные здесь в квадратные скобки, были вы­черкнуты цензором. — SO.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: