Содержание. Учебно-методическое Пособие

БИОХИМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методическое пособие

Для самостоятельной работы студентов

Заочной формы обучения

По направлению 034300.62 Физическая культура.

Шахты 2013 г.

УДК 574(075.8)

ББК 20.1я 73

Б 63

Рекомендовано к внутривузовскому изданию

редакционно-издательским советом ЮРГУЭС

Составители:

Доцент кафедры «Химия» ЮРГУЭС, к.т.н

И.К. Михалко

Ассистент кафедры «Химия» ЮРГУЭС,

Н.П. Денисова

Доцент кафедры «Химия» ЮРГУЭС, к.т.н

Е.А. Сидорова

старший преподаватель кафедры «Химия» ЮРГУЭС

Е.В. Яковлева

Рецензенты:

к.т.н. доцент зав. кафедрой ЭАП ШИ ЮРГТУ (НПИ)

В.А. Курнаков

к.т.н., доцент кафедры «Химия» ЮРГУЭС

А.А. Тартанов

Биохимия человека: Пособие для вузов/И.К. Михалко, Н.П. Денисова – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2013 – 36с.

Учебно-методическое пособие к изучению отдельных разделов курса «Биохимия человека» предназначено для студентов заочной формы обучения направления 034300.62 «Физическая культура».

УДК 50(075.3)

ББК 20 я 73

©ГОУ ВПО Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………....4

1. Химический состав клетки……………………………………………………..5

1.1 Неорганические вещества…………………………………………………….5

1.2 Органические вещества. Белки……………………………………………….6

1.3 Липиды………………………………………………………………………....7

1.4 Углеводы……………………………………………………………………….8

1.5 Нуклеиновые кислоты………………………………………………………...9

2. Обмен веществ и энергии в организме человека……………………………10

2.1 Анаболизм и катаболизм…………………………………………………….10

2.2 Обмен белков в организме…………………………………………………..11

2.3 Обмен жиров…………………………………………………………………11

2.4Обмен углеводов……………………………………………………………...11

2.5 Обмен воды и минеральных веществ……………………………………….12

3. Биохимические основы питания спортсменов………………………………13

3.1 Основные принципы рационального питания……………………………...13

3.2 Роль белков жиров и углеводов в питании спортсменов………………….13

3.3 Роль витаминов……………………………………………………………….14

3.4 Роль воды в питании………………………………………………………....15

3.5 Особенности питания спортсменов. Питание перед тренировкой………..15

4. Биохимия мышечного сокращения…………………………………………...16

4.1 Строение скелетных мышц………………………………………………….16

4.2 Белковые компоненты мышечных клеток………………………………….16

4.3 Источник энергии для мышечного сокращения……………………………17

4.4 Значение АТФ в энергетическом обмене…………………………………...17

5. Биохимический контроль в спорте…………………………………………...18

5.1 Задачи, виды и организация биохимического контроля…………………..18

5.2 Объекты исследования и основные биохимические показатели…………20

5.3 Основные биохимические показатели состава крови и мочи…………….21

5.4 Биологически активные вещества – регуляторы обмена веществ……….22

5.5 Контроль за применением допинга в спорте………………………………24

6. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки……………………………………………………………………………...26

6.1 Адаптация организма к физическим нагрузкам……………………………26

6.2 Принципы тренировки……………………………………………………….27

6.3 Перетренированность………………………………………………………..28

7. Возрастные и половые особенности биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями………………………………………………...29

7.1 Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками и юными спортсменами……..29

7.2 Особенности питания школьников………………………………………….30

7.3 Контроль за лицами среднего и пожилого возраста ………………………31

7.4 Врачебный контроль за женщинами, занимающихся спортом…………...32

8. Контрольные вопросы и варианты контрольных задний…………………...32

Библиографический список……………………………………………………..35

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Биохимия» предназначен для студентов направления: 034300.62 «Физическая культура» заочной форм обучения по изучению ими теоретического материала.

Среди дисциплин, составляющих базовую подготовку тренеров, спортсменов, преподавателей физической культуры важное место занимает биохимия. Специфические стороны этой науки – являются уровни единой иерархической системы знаний, стержневой линией развития биохимии стало обоснование целостности природы, общности живой природы, единства законов развития. Курс «Биохимия» призван показать, что биохимия является основой всякого знания и естественнонаучного и, технического и гуманитарного. Поэтому она имеет особое значение для молодого человека, вступившего в третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные процессы.

Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство и, совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень человека и общества в их взаимодействии с природой.

В настоящем учебном пособии содержится довольно обширный материал, относящийся к биохимии в отдельности. Но, тем не менее, он включен в общую цепь развития естественнонаучных знаний и поэтому является не повторением того, что было в специальных учебниках по этому предмету, а дополнением, углублением и уточнением уже известного материала.

Среди достижений биохимии – брожение, синтез аминокислот, гликогена.

Эти достижения выдвинули биохимию на передовые рубежи естествознания.

Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими людьми. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биохимия стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Любому специалисту знание биохимии необходимо, также как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека.

Цель данного пособия – дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, обмене веществ и энергии в организме человека, биохимии мышечных сокращений.

Согласно учебному плану направления 034300.62 студенты заочного факультета выполняют одну домашнюю контрольную работу и сдают экзамен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: