Значение знания

Тантристы и йогины придают огромное значение понятию духовного знания. В "Шива-самхите" (1.1), в частности, утверждается, что "знание едино, вечно, без начала и конца, это истина, и кроме него, ничего не существует". (См.: [Шива-самхита 1914]). Джняна -это непосредственное, интуитивное (saksatkara), а не опосредованное, выводное знание, и также это не знание, порожденное чтением литературы. Это в полном смысле слова практичное и в высшей степени эффективное знание. Оно божественно, всеобъемлюще и универсально. От такого знания невозможно отпасть и после смерти, пишет кашмирский тантрический мыслитель Абхинавагупта (X-XI вв.) в трактате "Парамартхасара" (93): "Но как только у него [возникает] знание, восходит его истинное "я" - такое, какое оно есть [по своей природе], и уже не меняется [даже] с наступлением смерти"7. Это знание изначально заложено в человеческой природе, и весь секрет его обретения заключается в том, чтобы вывести его на свет, сделать явным для сознания. Тантрические школы признают, что "освобождение проистекает из мудрости, которая укоренена [в человеке] и потому не может быть произведена никакими внешними средствами. Все эти многочисленные тантрические техники призваны просто очистить зеркало сознания, с тем чтобы оно правдиво отражало вездесущую Реальность, что позволит врожденной мудрости засиять без какого-либо искажения" [Фойерштайн 1998, 10].

В тантризме, как и в предшествующих ему традициях, знание предшествует освобождению (мокше) не только хронологически, но и логически, будучи ее причиной. Именно знание позволяет обрести освобождение8; более того, без знания освобождение вообще невозможно. Как объясняет в 1 главе "Тантрасары" Абхинавагупта, "знание есть причина мокши, ведь оно прекращает неведение, причину зависимости" [Абхинавагупта 1918, 2]. Отмечая тот факт, что джняна является "ключевым понятием теологической системы Абхинавагупты", Х. П. Альпер также полагает, что "через джняну открывается путь к сотериологическому повороту, то есть к узнаванию полной истины" [Альпер 1976, 65]. Имеет смысл отличать такое сотериологическое знание от знания другого типа (vijnana), выраженного как концептуальные представления, которые к освобождению не приводят. Это обычное интеллектуальное знание. Знание же освобождающее, интуитивное, появляется тогда, когда человек ощущает "таяние" своей индивидуальности на глубочайшем уровне бытия [Пандит 2006, 232].

Тантристы нередко утверждают, что знание - основная, важнейшая, даже единственная причина освобождения. "Кайвалья достигается только через джняну, не иначе!", категорично заявляет "Куларнава-тантра" (I. 105)9. Нередки суждения о полной тождественности знания и освобождения. Так, опираясь на тантрические источники, А. Авалон (он же Дж. Вудрофф) утверждает, что "знание Aham Brahmasmi ("Я есть Брахман") не приводит к освобождению: оно само и есть освобождение" [Вудрофф 1980, 130]10.

стр. 143


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: