Задание 3. В чем специфические особенности и возможности философии как рода интеллектуальной деятельности?

В чем специфические особенности и возможности философии как рода интеллектуальной деятельности?

Можно ли назвать эту деятельность абсолютно рациональной?

Фридрих Вайсман, Как я понимаю философию.

«…замысел всего философского проекта – от Гераклита до Ницше или Брэдли – не является делом логических шагов. Философское мировоззрение невыводимо, и однажды обретенное, оно не может быть ни доказано, ни опровергнуто строго логическим рассуждением. <…> Но если взгляды философа невозможно вывести из некоторых посылок, то как он пришел к ним сам? <…>

В сердце любой философии, заслуживающей этого названия, находится в и дение, и именно отсюда она начинается и обретает свои зримые очертания. Что характеризует философию, так это разрушение мертвой коры традиций и условностей, избавление от оков, привязывающих нас к унаследованным предрассудкам, чтобы приобрести новый, более широкий взгляд на вещи. Всегда смутно существовала догадка, что философия должна открывать нам то, что скрыто…И все-таки каждый великий философ от Платона до Мура и Витгенштейна, был движим чувством в и дения, (sense of vision), без него никто не смог бы придать человеческому мышлению новое направление и распахнуть окна в дотоле неведомое. Можно быть хорошим специалистом, но не оставить следа в истории идей. Решающим оказывается новый способ в и дения, а вместе с ним – воля преобразовать всю мысленную картину.

<…> …философия есть переоценка стандартов. В каждом философе есть что-то от реформатора. По этой причине, любое достижение в науке, если оно затрагивает стандарты, от Галилея до Эйнштейна и Гейзенберга, считается имеющим философское значение».[6]

«Моменты в и дения нельзя предвосхитить, как нельзя их планировать, контролировать или вызывать силой воли».[7]

Людвиг Витгенштейн, «Философские исследования»:

«129. Наиболее важные для нас аспекты вещей утаены их простотой и повседневностью. (Это то, чего не замечают, – потому что оно всегда перед глазами.)» [8]

Людвиг Витгенштейн, «Культура и ценность»:

«Язык философов уже деформирован – как бывают деформированы ступни слишком тесной обувью»[9].

Мориц Шлик «Будущее философии»:

«В наши дни отдельные области исследования, такие как этика и эстетика, называются «философскими» и считаются «частью» философии. Однако философия как деятельность есть целостность, которая не может быть разбита на части или независимые дисциплины».[10]

Людвиг Витгенштейн, «Культура и ценность»:

«Философствуя, следует возвратиться в старый хаос и почувствовать себя там хорошо».[11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: